Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Как фотографировать телеобъективом пейзаж: в чем секрет успешного кадра?

Дата публикации: 06.02.2014
Как фотографировать телеобъективом пейзаж: в чем секрет успешного кадра?

Традиционно для многих фотографов основным и едва ли не единственным объективом для фотосъемки пейзажа является широкоугольный объектив. Однако, далеко не всегда это так. Телеобъектив также обязательно должен быть в арсенале пейзажного фотографа, а в некоторых ситуациях он может стать чуть ли не основной оптикой при съемке природы. Безусловно, не каждый тип местности богат на фотографии, снятые телеобъективом. К примеру, на лишенной рельефа равнине, либо на морском побережье, «телевик» практически не достается из фотокофра. Однако, как только вокруг появляются холмы или горы, ситуация меняется, и пейзажных кадров снятых на телеобъектив становится гораздо больше. Из некоторых своих горных путешествий, порой, я привожу едва ли не половину фотографий, снятых на «длинных» фокусных расстояниях.

Телеобъектив и пространство

Прежде чем разбираться какие пейзажные сюжеты можно снимать при помощи телеобъектива, необходимо договориться какие фокусные расстояния относятся к зоне «теле», и понять очень важную вещь: как телеобъектив работает с пространством. Ответить на первый вопрос довольно просто. Классическими телеобъективами на любой фотосистеме является 70-200 или 80-200. Также довольно распространена оптика с более «длинным» концом в 300-400 мм. Поэтому, условно к «телевикам» относятся все объектив с фокусным расстоянием 70 мм и больше. На личном опыте я убедился, что для подавляющего большинства сюжетов в пейзажной фотографии с головой хватает объектива 70(80)-200. Более «длинные» объективы нужны, если вы хотите заниматься фотосъемкой животных и птиц.

Телеобъектив особым образом работает с пространством. Первое свойство – очевидно. Телеобъектив способен приближать дальние объекты, что позволяет выделять в пейзаже отдельные детали, делать их главными в кадре, изолировать их от всех остальных элементов пейзажа. Однако, не менее важным свойством является умение телеобъектива сжимать пространство, визуально сближая планы внутри кадра между собой. При этом, чем большее фокусное расстояние используется при съемке, тем заметнее проявляется подобный эффект компрессии. Понимание этой особенности очень важно для фотографа, так как позволяет правильно выстраивать кадр во время съемки.

Детали

Самым очевидным применением телеобъектива в пейзажной фотографии является выделение характерных и чем-то интересных деталей из окружающего пространства. Такие кадры зачастую весьма лаконичны, и далеко не всегда имеют классический для видовой съемки горизонт. В то же время, они позволяют показать не только интересный вид, ради которого фотограф приезжает в необходимое место, но и сделать фоторассказ о месте более содержательным и конкретным за счет близкого «знакомства» с окружающими объектами-«персонажами», нередко несущими также концептуальную или символическую нагрузку.

Абстракции

Изолирующие возможности телеобъектива ярко проявляются при создании абстрактных пейзажных фотографий, когда при рассматривании кадра не сразу понятно, что здесь изображено, при этом фотография в целом уже не изображает что-то конкретное и привычное, а превращается в набор форм, линий, цветовых пятен и узоров. В таких кадрах обычно сложно представить размер объектов, что только усиливает эффект и порой даже заставляет зрителя отказаться от попыток разгадать, что же именно изображено на фотографии, и переключиться на абстрактное восприятие. При этом, если поиск конкретных деталей пейзажа можно осуществлять во время обычной прогулки не доставая фотоаппарат, то искать абстрактные кадры лучше всего с камерой в руках, стараясь максимально абстрагироваться от смысловых свойств окружающих объектов. Обращая внимание лишь на цвет и геометрию, и выстраивая при этом финальную фотографию уже глядя в видоискатель, пробуя менять фокусное расстояние и экспериментируя с кадрированием.

Многоплановость

Как уже говорилось выше, телеобъектив не только обладает способностью изолировать объекты, но и умеет сжимать перспективу, визуально сближая несколько планов между собой. Этим свойством можно успешно пользоваться, снимая классический видовой пейзаж, в котором присутствует несколько планов и линия горизонта. Особенно ярко работа с перспективой проявляется в горах и холмистой местности, где возможностей выбора многоплановых ракурсов больше. Также очень эффектно этот прием смотрится вместе с использованием тональной перспективы, когда присутствующая в воздухе дымка визуально отделяет планы друг от друга, создавая известный слоистый эффект. Еще выразительнее смотрятся кадры с присутствием тумана или низких облаков, которые также разделяют планы.

Пространство и масштаб

Изолирующее свойство телеобъектива ярко проявляется при работе с пространством. Человеческое восприятие всегда пытается дорисовать то, что находится за пределами границ кадра. Играя на этой особенности, точно и осознанно кадрируя фотографию можно добиться эффекта нереальности и иллюзорности того, что происходит внутри. Например, при съемке в облаках или тумане можно акцентировать внимание на выглянувшей из пелены вершине горы, при этом кадрируя снимок так, чтобы кроме нее и окружающего пространства в кадре больше ничего не было. В результате зрителю будет казаться, что гора висит в воздухе, а вокруг простирается бескрайнее пространство, что, безусловно, выглядит очень атмосферно. Тот же прием можно использовать при фотосъемке каких-то объектов в озере и их отражений. Если при этом не включать в кадр ничего, кроме водной глади, без единого намека на присутствие берега, такой кадр также будет выглядеть эффектно и сказочно.

В какой-то степени обратный прием используется для того, чтобы подчеркнуть масштаб происходящего в кадре. Если в предыдущем примере мы специально убирали из кадра любые намеки на то, что за границами фотографии есть что-то еще, то для передачи масштаба, напротив, необходимо поместить в кадр любой объект с понятными зрителю размерами. Это может быть, например, небольшая фигурка человека или автомобиль. Эта небольшая деталь моментально меняет восприятие зрителем масштаба и подчеркивает величественность пейзажа.

Заключение

Выбор пейзажных сюжетов, которые можно снять телеобъективом, весьма разнообразен, поэтому, несмотря на внушительные размеры и вес, длиннофокусная оптика обязательно должна присутствовать в арсенале фотографа-пейзажиста, особенно если речь идет о фотосъемке в горах и холмистой местности. Постоянное использование телеобъектива к тому же вырабатывает привычку обращать внимание не только на окружающие виды, но и на интересные детали, что позволяет привозить со съемок более разнообразный материал и делает вас как фотографа более гибким и разносторонним.

Рекомендуемые статьи:

Съемка пейзажа в сумерках

Фотографируем звездное небо. Инструкция для начинающих

Пейзаж. Свет и настроение

Освещение в пейзаже

Оборудование в пейзажной съемке

Снимаем пейзаж: композиция

Выразительный пейзаж в плохую погоду

Зачем снимать пейзаж. Советы от Дмитрия Константирова

Дата публикации: 06.02.2014
Комментировать
C394015d dec0 43d9 bfa3 fd9260ef5a9e square 100
Евгений Тимашев

Пейзажный фотограф, успешно работающий в этом жанре с 2007 года. Его снимки были опубликованы такими брендами, как GEO, Nikon, Ernst & Young, Lonely Planet.

В 2012 году Евгений начал проводить мастер-классы и совершенствовать свои навыки преподавателя. За это время он помог 100 своим студентам улучшить навыки в пейзажной фотосъемке. Опыт преподавания вылился в 3 электронных книги о том, как создавать хорошие пейзажные кадры. Их суммарный тираж — 13000 скачиваний.

«Пейзаж в кадре» — главный образовательный проект Евгения Тимашёва. Если вы хотите научиться создавать интересные кадры, переходите на сайт, подписывайтесь на рассылку, читайте блог.

www.fotolandscape.com

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus