Качество изображения. Выводы
Вот и настал момент истины для Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. Мы отсняли серию кадров на всех диафрагмах с использованием самой требовательной к разрешению оптики камеры Panasonic LUMIX DC-S1R. Матрица с разрешением 47 мегапикселей расскажет нам всё об этом объективе!
Фокусное расстояние 70 мм
Мы выбрали довольно контрастный сюжет, изобилующий текстурами и мелкими деталями. Уже на открытой диафрагме f/2,8 объектив справился с ним играючи. Хроматических аберраций на снимках не видно. Виньетирование присутствует, но выражено весьма умеренно и не оказывает существенного влияния на картинку. Главное же — резкость: она на высоте как в центре кадра, так и на периферии. Посмотрите правый нижний угол снимка: даже там детализация очень высока.
Закрытие диафрагмы до f/4 почти не отражается на детализации. Можно сказать, что очень высокая резкость сменяется идеальной по всему полю кадра. Виньетирование уходит (вот и пригодился большой диаметр передней линзы). Столь высокое качество изображения сохраняется до f/8.
При f/11 всё так же в полном порядке, различия будут заметны лишь при попарном сравнении снимков с сильным увеличением: идеальная детализация снижается до просто очень высокой — начинает сказываться дифракция. Диафрагму f/16 можно считать полностью рабочей, а на f/22 дифракция всё же заметно «мылит» картинку.
Фокусное расстояние 200 мм
А что же происходит при максимальном зуме — 200 мм? Первое, что отмечаем, — это отсутствие хроматических аберраций; отличное начало! Резкость в центре кадра очень высокая. Но не отстают и края, и углы — они также близки к идеалу.
Падения детализации на периферии практически не видно, хоть чисто теоретически оно и обязано присутствовать. Виньетирование есть, выражено довольно заметно. Однако это, пожалуй, единственный формальный недостаток качества изображения. И его можно легко убрать программно, в том числе прямо в камере.
Если закрыть диафрагму до f/4, то виньетирование уходит. Резкость всё же немного возрастает, но прирост заметен только при максимальном увеличении и попарном сравнении. Дальше в характере изображения ничего не меняется до f/11, потом начинает сказываться дифракция, делающая картинку на f/22 заметно менее детализированной.
Хроматические аберрации
Мы сняли не одну сотню кадров на этот объектив и ни на одном не увидели следов хроматических аберраций. Например, посмотрите на кадр ниже. Очень высокий контраст, яркие блики, мелкие детали такелажа судна — всё это лишено цветных каёмок.
Если открыть RAW в Adobe Photoshop, то ничего в характере изображения не изменится — хроматика отсутствует. В наших поисках мы использовали даже сторонний конвертер Raw Photo Processor, который «не умеет» применять встроенные неотключаемые профили коррекции. И даже в этом случае хроматических аберраций нет, настолько хорошо они исправлены в оптической схеме Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S.
Геометрические искажения
Как и в случае большинства современных объективов, Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S поддерживает неотключаемую коррекцию геометрических искажений. Дисторсии можно разглядеть лишь в RAW-файле, открытом сторонним конвертером. Однако их уровень настолько низок, что даже на сложных сюжетах почти не воспринимается глазом.
Фокусное расстояние 70 мм:
Фокусное расстояние 200 мм:
Бликозащита
Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. очень уверенно держит контровый свет, не теряя контраста и не образуя засветок. При фокусном расстоянии 70 мм на открытой диафрагме от попавшего в кадр солнца бликов не образуется. Они начинают проявляться лишь после f/5,6. Блики зелёной формы, малоконтрастные и набирающие силу лишь после f/11.
На 200 мм объектив также уверенно держит сильный контровик. Однако уже на открытой диафрагме можно поймать небольшой слабоконтрастный зелёный блик, который становится чуть более ярким по мере диафрагмирования. От него легко избавиться небольшим изменением точки съёмки, и на практике бликозащита работает на отлично.
Стабилизация
Прежде чем сделать выводы, осталось проверить всего одну функцию объектива — стабилизацию. Мы будем использовать его с камерой Lumix DC-S1R, задействуя Dual I.S. — стабилизацию в объективе и камере одновременно.
В ходе теста, плавно увеличивая выдержку при съёмке с рук, мы смогли дойти до значения ½ с для 200 мм! Да, при таких условиях былой звенящей резкости уже нет (хотя на ¼ картинка еще очень резкая), но подобные фото вполне можно печатать крупным форматом. Первая выдержка, которая оказалась не по зубам двойному стабилизатору, — это одна секунда. Смаз уже заметен, хоть фото и подойдут для печати небольшим форматом.
Результат для телевика действительно впечатляющий! Если считать безопасной для 200 мм и 47 мегапикселей выдержку 1/200, то стабилизатор показал эффективность около 6 ступеней. Если же включить здравый смысл и начинать отсчёт все же от 1/400 с, то заявленные 7 ступеней выдержки система стабилизации отработала.
Боке
Объектив даёт приятное и нейтральное боке со смягченной границей одиночного блика. Такая форма блика позволяет избегать двоений в зоне нерезкости даже на сложных сюжетах. Задний план не отвлекает внимание от главного объекта, иногда становится полностью нечитаемым.
При закрытии диафрагмы форма блика остаётся круглой и аккуратной, жёсткости рисунка не появляется.
Выводы
Через нашу тестовую студию прошёл не один десяток объективов за последние 13 лет. Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. занимает среди них одну из лидирующих позиций по уровню качества. Формальные недостатки, конечно, есть и у него: он может поймать небольшой блик в контровом свете, дать лёгкое виньетирование на открытой диафрагме… И на этом всё!
Техническое качество фото у него практически безупречное. Резкость очень высокая по всему полю кадра даже на открытой диафрагме. Хроматические аберрации отсутствуют и в RAW, и в JPEG. Геометрические искажения крайне малы и полностью исправляются автоматически. Контраст высок даже в самых сложных условиях.
Механическая часть не отстаёт от оптической. LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. фокусируется очень быстро, практически мгновенно и абсолютно бесшумно. Есть трехпозиционный селектор дистанций, а также удобный и быстрый способ перехода в ручной режим.
Наконец, этот объектив показал действительно выдающиеся возможности стабилизатора, позволив снимать с рук при фокусном расстоянии 200 мм на выдержках до ½ с.
Стоит ли Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. своих денег? Безусловно, да, если вам нужно действительно бескомпромиссное качество. Для желающих сэкономить в линейке Panasonic есть очень удачный компромисс в лице Panasonic LUMIX S PRO 70-200mm f/4 O.I.S.
Плюсы:
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- очень ровное распределение резкости по полю кадра;
- отсутствие хроматических аберраций;
- очень слабые геометрические искажения с принудительной автоматической коррекцией;
- мягкое боке;
- быстрый и бесшумный автофокус;
- трёхпозиционный лимитер дистанций фокусировки;
- очень эффективный оптический стабилизатор;
- удобная штативная нога с профилем Arca Swiss;
- пыле- и влагозащита;
- три кнопки удержания фокуса.
Минусы:
- большой размер и вес;
- возможно появление небольших бликов в контровом свете.