Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

«Не строчить, как пулемёт, а думать!»

Дата публикации: 13.01.2017

«Проект NikonPro»

Что главное в спортивном репортаже? Как подготовиться к съёмке? Как в рамках стадиона выбрать выигрышный ракурс и сделать снимок, отличный от сотен «соседских»? Амбассадор Nikon Роберт Максимов — легенда отечественной спортивной фотографии, один из соавторов программы по подготовке спортивных фоторепортёров — рассказал, что должен знать и уметь специалист этого направления.

«Не строчить, как пулемёт, а думать!»

Основной принцип профессионального фотографа — съёмка «в ноль». А это значит — абсолютно правильная экспозиция. Рассчитывать на то, что потом можно что-то исправить, — глупость! Во-первых, во многих агентствах запрещено влезать в Photoshop. Поэтому баланс белого, правильная экспозиция — и твори. Возможен лишь небольшой кроп, кадрирование. И то не больше 30 %.

Благо современные камеры позволяют сразу выставлять нужные настройки и не волноваться за результат. Быстро и точно работает Nikon D4S, которую я тестировал на Олимпийских играх в Сочи. О Nikon D5 могу сказать, что у неё совершенно потрясающая матрица, позволяющая снимать на таких значениях ISO, которые раньше казались невероятными. А раз можно снимать на более высоких ISO, значит, выдержку можно делать ещё короче — и получать более чёткий, резкий кадр с хорошо проработанной фактурой.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5.6, 1/1000 S
Фокусное расстояние — 70 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5.6, 1/1000 S
Фокусное расстояние — 70 мм

Я почти не обрабатываю снимки. Открываю Photo Mechanic, отбираю нужные кадры, перекидываю их в папки — и всё. Могу в Photoshop немного поправить некоторые проблемы на лице, если это очень нужно для человека. Но это редкость. Я никого не подпускаю к своим снимкам, даже когда работал в издательстве, не разрешал фоторедакторам кадрировать их, ведь кадрирование решает всё.

Что нужно делать спортивному фотографу? Смотреть, наблюдать, замечать, искать. Выделять важное, интересное. Я терпеть не могу, когда рядом со мной сидит фотограф и строчит, как из пулемёта. 10 кадров в секунду. Бежит Болт. Почти каждый кадр совпадает с отталкиванием. Если первый кадр сделан в тот момент, когда у бегуна нога «захлёстывает» (между собой мы называем такие кадры «инвалидами» — одной ноги не видно), тогда все 10 кадров получатся дефектными. Если попасть с первым снимком в нужный момент, то все последующие тоже будут хорошие.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.5, 1/1600 S
Фокусное расстояние — 195 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.5, 1/1600 S
Фокусное расстояние — 195 мм

Скорость полёта теннисного мяча — от 150 до 200 км/ч. Между первым и вторым кадром мяч пролетает 10 метров. Как снять мячик в ракетке?!

Фотограф-«пулемётчик» из 1000 кадров, может, и поймает случайно один нужный — и потом так этому радуется!

Надо войти в ритм съёмки, в движение. Я почти не снимаю сразу. На соревнованиях сначала наблюдаю за всем, что происходит на площадке, минут 15 «вхожу» в съёмку: у кого какой взгляд, движения, жесты. И тогда у меня почти все кадры будут с мячом, мне не нужно «строчить» на удачу. Задумай кадр — и ты его исполнишь. Я абсолютный противник «моторной» съёмки, уверен, что настоящий хороший снимок можно взять только одним кадром. Звёздный кадр — как правило, спланированный и ожидаемый.

NIKON D4S / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F5.0, 1/800 S
Фокусное расстояние — 300 мм

NIKON D4S / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 5000, F5.0, 1/800 S
Фокусное расстояние — 300 мм

Второе, что я категорически не рекомендую делать, — смотреть на дисплей во время съёмки. Забудьте о нём! Пока туда заглядываешь, столько пропустишь вокруг! Мы снимали Исинбаеву, когда она выиграла Олимпийские игры. Сначала она подбежала в мою сторону, затем — к тренеру. Фотографы собираются вокруг, снимают, а один-единственный стоит над всеми нами и смотрит в дисплей. Потом он сказал, что его немного заклинило — захотел посмотреть прямо здесь и сейчас, что нащёлкал. Так он пропустил все эти важные моменты, которые не повторятся: слёзы, поцелуи, объятия. Когда спортсмен выигрывает — куда он первое движение делает? В сторону тренера, жены или мужа. И если будешь стоять с нужной стороны — сделаешь шикарный кадр.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4.0, 1/800 S
Фокусное расстояние — 300 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4.0, 1/800 S
Фокусное расстояние — 300 мм

Очень важно быть наблюдательным, смотреть по сторонам. Был случай в Сеуле. Отснял барьерный бег — Тейлор пробежал 110 метров с барьерами. Перешёл по кругу стадион и снял Бернса, толкание ядра. Увидел, что на противоположной стороне готовится к выступлениям Карл Льюис, семикратный олимпийский чемпион. Бегу его снимать. Возвращаюсь снова к Бернсу — у него следующая попытка. И вдруг замечаю: на трибунах сидит человек, лицо очень знакомое. Берёт бинокль, а у него вот такой бицепс! Это Арнольд Шварценеггер, пришёл вместе с женой. Я бросился снимать его, а вокруг фотографы недоумевали, что я делаю, ведь самое действо сейчас на стадионе.

NIKON F3 / NIKKOR 200 MM F/4 AI-S УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/800 S
Фокусное расстояние — 200 мм

NIKON F3 / NIKKOR 200 MM F/4 AI-S УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/800 S
Фокусное расстояние — 200 мм

Очень люблю контровый свет, он отлично рисует и даёт дополнительные интересные штрихи. Вспышки на 90 % запрещены. Так что лучше подобрать экспозицию, которая даст естественный свет. Я использую вспышки разве что на закрытых вечеринках теннисных команд. Они проходят в ресторанах, где довольно темно. Тогда я применяю вспышку на отражение — от стен, потолка, чтобы свет был со стороны.

Спортивный фотограф обязательно должен знать, кого он пришёл снимать. Желательно в лицо. Иначе, пока будешь сверять номера спортсменов с протоколами, поезд уйдёт. К съёмке нужно готовиться: если никого не знаешь, заранее посмотри в интернете, чтобы отложилось в голове, кто есть кто. Тогда работать будет легко.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/800 S
Фокусное расстояние — 180 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 70-200 MM F/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/800 S
Фокусное расстояние — 180 мм

Увы, многие фотографы не думают над хорошим местом для съёмки — стоят там, где им удобно. В молодости я все «Лужники» облазил — искал хорошие точки. Лёгкая атлетика в России традиционно проходит при пустых трибунах, но на фото этого не должно быть видно. И тогда меня сразу приучили снимать тяжёлой длиннофокусной оптикой на открытой «дырке», чтобы размывать фон. Он должен быть нейтральным. Либо «адресным» (полные трибуны, символика соревнований — олимпийские кольца и т. п.). Открываю диафрагму на 2.8, чтобы отделить спортсмена от фона. Необязательно размещать в кадре сразу всё — можно поместить туда только самое важное.

NIKON D5 / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/900 S
Фокусное расстояние — 280 мм

NIKON D5 / AF-S NIKKOR 200-400 MM F/4G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/900 S
Фокусное расстояние — 280 мм

Всегда нужно думать, с какой точки наиболее выгодно снимать тот или иной вид спорта. Не знаешь — посмотри снимки с официального сайта в интернете, всё станет ясно. Однажды мне нужно было снять настольный теннис, раньше я этого не делал. Думал, да что там вообще можно снять?! Глянул официальные фотографии и понял — много чего можно попробовать: если фотограф снимает с этой точки, сделаю-ка я наоборот, ну и так далее.

Или вот какой кадр с плавания.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 400MM F/2.8E FL ED VR УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/2000 S
Фокусное расстояние — 400 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 400MM F/2.8E FL ED VR УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/2000 S
Фокусное расстояние — 400 мм

Снимок сделан в момент, когда спортсмен переворачивается и выдыхает воздух — получается такой «хобот», который от лица тянется. Я специально сделал этот кадр. Мне показалось, он должен быть. Ведь таким плавание мы не видим, этого не заметить с трибун.

Бывает, надоедает снимать с одной точки. Я наблюдаю за атлетом — с какой ноги он толкается, в какую сторону прыгает. И иду туда, откуда будет новый, интересный ракурс. Это и есть творчество.

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 400MM F/2.8E FL ED VR УСТАНОВКИ: ISO 640, F4.5, 1/1600 S
Фокусное расстояние — 400 мм

NIKON D4 / AF-S NIKKOR 400MM F/2.8E FL ED VR УСТАНОВКИ: ISO 640, F4.5, 1/1600 S
Фокусное расстояние — 400 мм

Если я не знаю стадион (например, приезжаю на Олимпиаду в новое место), прихожу за день, обхожу арены, смотрю по схеме фото позиций, что мне больше подходит. Либо сниму с верхней точки камерой с трансмиттером, либо — с нижней. Так, чтобы не было одинаково, обыденно.

Есть незыблемые каноны, как снимать нельзя. Например, девушку с оголённой грудью снять можно, а вот прыгунью в длину в лоб лучше не фотографировать, или когда у девушки ноги «вразлёт» в прыжке. Такие кадры никто не поставит — их надо избегать. Метание молота среди женщин — не всегда красиво, но и тут можно найти хорошие ракурсы.

Я никогда не снимаю кровь — это мой принцип. А ещё за всю жизнь я ни разу не продал спортсмену ни одной фотографии, поэтому у меня со многими атлетами хорошие отношения. Удачные снимки я отдаю просто так.

NIKON D4S / AF-S NIKKOR 200-400 MM f/4G ED VR II F/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/1000 S
Фокусное расстояние — 295 мм

NIKON D4S / AF-S NIKKOR 200-400 MM f/4G ED VR II F/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/1000 S
Фокусное расстояние — 295 мм

Дата публикации: 13.01.2017
Комментировать
Ccd8b9f4 a716 4221 8bf8 11a4e809a5ed square 100
Роберт Максимов

Известный мастер спортивного репортажа Роберт Максимов в 1969 году — почти 50 лет назад — уже снимал для легендарного советского издательства «Физкультура и Спорт». Много лет амбассадор Nikon был официальным фотографом Федерации лёгкой атлетики России. Его камера запечатлела самые яркие моменты 19 летних и зимних Олимпийских игр (в том числе мастер был официальным фотографом московской летней Олимпиады 1980 года), нескольких сотен чемпионатов мира и Европы по разным видам спорта, на многих из них Роберт Максимов работал шеф-фотографом.

Фотограф награждён медалью Николая Озерова, является лауреатом национальной премии «Золотой глаз России» и национальной теннисной премии «Русский кубок», признан Лучшим спортивным фотожурналистом года 2000, 2003, 2004 гг.

Сейчас Роберт Максимов является официальным фотографом Федерации тенниса России, проводит мастер-классы для фоторепортёров, является соавтором-разработчиком программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъёмки спортивных мероприятий и учит фотокорреспондентов умению находить нестандартные решения в спортивном репортаже.

Подробнее о Роберте Максимове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus