Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Тест объектива Sony E PZ 18-110mm f/4 G OSS (SELP18110G)

Дата публикации: 25.12.2017

Основные особенности

Чуть больше года назад мы рассказывали про объектив SEL28135G, предназначенный для съёмки видео полнокадровыми камерами Sony. Однако в линейке оптики Sony есть очень похожий на него объектив E PZ 18-110 мм f/4 G OSS (SELP18110G), рассчитанный на работу с камерами формата APS-C и Super 35mm. Благодаря этому объектив совместим с чрезвычайно широким кругом камер Sony. Это не только фотоаппараты типа ILCE-6300, с одним из которых мы этот объектив и тестировали, но и профессиональные видеокамеры серии PXW-FS, и даже внешняя камера для телефона — ILCE-QX1! Полный список совместимых камер смотрите по ссылке.

Конструкция и эргономика

Тест объектива Sony E PZ 18-110mm f/4 G OSS (SELP18110G)

Объектив Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS (SELP18110G) — крупный сам по себе и непропорционально крупный на фоне компактных камер Sony (так, ILCE-6300 выглядит как небольшая приставка к объективу). Своей конструкцией он напоминает старые добрые времена, когда для всего на объективах были кольца и шкалы. На E PZ 18–110 мм f/4 G OSS (SELP18110G) имеются целых три кольца: для управления диафрагмой, зумом и фокусировкой. Каждое кольцо снабжено своей шкалой, и эти шкалы сдвинуты немного влево, если смотреть от камеры. Это сделано для удобства работы операторской группы, в которой собственно оператор на съёмке объектив не трогает. Наводит же на резкость, управляет зумом и диафрагмой специальный ассистент — фокус-пуллер, или, как его называют короче, фокусник.

Шкала диафрагмы градуирована в экспозиционных ступенях, кольцо снабжено отключаемым фиксатором-кликером, который обеспечивает переключения с шагом ⅓ ступени. То есть ход кольца может быть как ступенчатый, так и бесступенчатый. Привод диафрагмы электрический, поэтому, независимо от движения кольца, диафрагма закрывается и открывается плавно.

Кольцо зума механически связано с подвижным блоком линз объектива, оно вращается и руками, и плавным электроприводом. Для управления моторным приводом зума имеется ползунок. Ход его не слишком длинный, всего по 3 мм в каждую сторону, но это не мешает довольно точно управлять скоростью изменения фокусного расстояния. Минимальная скорость зумирования, которой удалось достичь почти без тренировки, такова, что полный диапазон фокусных расстояний привод проходит за полторы минуты. Это довольно значительная скорость, но, за счёт плавного старта привода, начало процесса совершенно незаметно.

Наезд зумом на минимальной скорости

Интересно сделано и кольцо фокусировки. Оно состоит из двух размыкающихся частей: первая — это просто кольцо с накаткой для удобного хвата, второе — шкала. Если части сомкнуть, то они вращаются как единое целое, и тогда объектив фокусируется кольцом, а если разомкнуть, то будет работать автофокус.

Интересно, что независимо от того, на какую дистанцию навёлся автофокус, при включении ручной фокусировки приводы вернут фокусировку в положение, указанное на шкале. Сама шкала не слишком подробная, но это не мешает ни фокус-пуллеру, ни оператору.

Отмечу, что кольцо фокусировки «проскакивает» бесконечность — похожая особенность встречалась в старых объективах без автофокуса для удобства фокусировки по удалённым предметам. Почему это удобно? Дело в том, что при фокусном расстоянии 110 мм на открытой диафрагме гиперфокальное расстояние для режима съёмки 4К составляет ни много ни мало 261 м, и даже на дистанции 25 м глубина резкости составит всего 4,8 м.

Кроме того, объективы работают не только в тепличных условиях. А на холоде или в жару их геометрические размеры немного изменяются из-за теплового расширения; в этом случае тоже может быть необходимо чуть подкорректировать фокусировку. Поэтому «проскок» бесконечности полезен и для точной фокусировки на бесконечности, и особенно для фокусировки на удалённых объектах, расположенных ближе, чем половина гиперфокального расстояния. С учётом того, что в телеположении гиперфокальное расстояние даже на полностью закрытой диафрагме — 47 м, фокусироваться придётся всегда точно.

Минимальная дистанция фокусировки находится в пределах от 0,4 до 0,95 м (в зависимости от фокусного расстояния). Для макросъёмки это не годится, но для абсолютного большинства задач, стоящих перед универсальным видеообъективом, этого вполне достаточно.

Ход кольца фокусировки — примерно 120°, что вроде бы и не очень много, но с учётом диаметра кольца длина шкалы получается целых 13 см, поэтому фокусироваться вручную с высокой точностью легко.

На каждом кольце есть рельефная накатка для присоединения фоллоу-фокуса, а на кольце зума предусмотрена резьба для вкручивания туда специального поводка, которым удобно менять фокусное расстояние. Излишне говорить, что все кольца вращаются плавно и бесшумно, ведь так и должно быть у объектива, предназначенного для видеосъёмки.

Объектив снабжён штативной лапкой с двумя резьбовыми отверстиями — на ⅜ и ¼ дюйма, поэтому закрепить его можно абсолютно на любом штативе. Положение лапки не регулируется, она съёмная и крепится на объективе зажимом, похожим на «горячий башмак» для вспышки. Крепление лапки расположено вблизи центра масс объектива с камерой, поэтому объектив удобно переносить с места на место, держась за лапку, как за рукоятку.

Штатно объектив оснащён огромной прямоугольной блендой со шторками. Бленда глубокая и с виду крепкая, поэтому защищает объектив и от света, и от механических воздействий. Крепление байонетное.

Светофильтры на бленду поставить нельзя (разве что приклеить гелевые фильтры липкой лентой), а вот на объективе для них предусмотрена резьба диаметром аж 95 мм — фильтры такого диаметра не только дорогие, но и редкие. Кроме того, больше одного фильтра едва ли получится поставить — помешает бленда. Недостатком объектива это обстоятельство признать нельзя: в видеопроизводстве чаще используют прямоугольные фильтры в компендиуме или крепят гелевые фильтры на бленду, а на объектив достаточно поставить и один защитный фильтр.

Объектив Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS оснащён оптическим стабилизатором изображения. Выключатель стабилизатора расположен выше ползунка зума и удобно управляется левой рукой.

Дата публикации: 25.12.2017
Комментировать
Главы:123
Далее «Объектив в работе»
9ccdf8df 43c3 4296 966c 71ef5c82d8bc square 100
Александр Савочкин

Эксперт по фото- и видеотехнике. Фотограф, ретушёр, по образованию — кинооператор. Вне работы увлекаюсь пейзажной фотографией и сложной обработкой изображений.

comments powered by Disqus