Качество изображения
Посмотрим, как обстоят дела у Зенитар 2,8/16 с качеством изображения. Современная цифровая фототехника предъявляет высокие требования к качеству оптики. Готов ли Зенитар 2,8/16 к вызовам современности? Ведь оптическая схема объектива была разработана ещё в 1989 году и за это время кардинально не менялась.
Детализация, хроматические аберрации и виньетирование
Мы тестировали Зенитар 2,8/16 на 45-мегапиксельной фотокамере. Такое количество мегапикселей «разрешит» далеко не каждый объектив. Посмотрим, как с этим справится наш герой.
На открытой диафрагме изображение совсем мягкое как по краям, так и в центре. Опять-таки, 45 мегапикселей — это очень много даже для современной оптики. Если установить Зенитар 2,8/16, скажем, на 24-мегапиксельный аппарат, на диафрагме F2,8 можно получить визуально более чёткое изображение. Несмотря на несовершенство картинки, на F2,8 вполне можно снимать творческие кадры, где бритвенная резкость не требуется. Да и в условиях слабого освещения высокая светосила F2,8 — хорошее подспорье!
На F4 картинка становится немного резче, а к F5,6 в центре кадра резкость уже по-настоящему высокая. Кроме того, к F5,6 практически пропадает виньетирование, заметное при F2,8−4.
Что касается хроматических аберраций, то в Зенитар 2,8/16 они, по меркам фишай-оптики, скорректированы отлично. В центре кадра увидеть цветные каёмки вокруг контрастных объектов практически невозможно, а на краях кадра они если и появляются, то их легко убрать при обработке.
Пика детализации Зенитар 2,8/16 достигает на F8−11. На этих значениях диафрагмы объектив действительно хорош: идеальная резкость как по центру, так и по краям кадра, виньетирования нет, а хроматические аберрации появляются крайне редко.
Далее, при F16−22, резкость изображения падает под действием дифракции. F22 — предел диафрагмирования. Сложно придумать сюжет, при котором на сверхширокоугольном объективе будут нужны такие значения относительного отверстия. Ведь уже на F8−11 глубина резкости огромна — для получения чёткой картинки достаточно грамотно навестись на резкость, в чём поможет шкала ГРИП на объективе.
Подытожим: резкость на значениях диафрагмы вплоть до F5,6 у Зенитар 2,8/16 не слишком высокая, но их вполне можно использовать в творческих съёмках, при слабом освещении или на камерах с небольшим количеством мегапикселей. Резкую картинку получить проще простого — достаточно прикрыться до F8–F11, где Зенитар 2,8/16 порадует фотографа отличной детализацией не только по центру кадра, но и по краям.
Панорамная вертикальная склейка трёх кадров. Зенитар 2,8/16 хорошо показал себя при съёмке звёздного неба: большой угол обзора помогает взять в кадр больше звёзд.
Защита от бликов
Для сверхширокоугольного объектива важно иметь качественную бликозащиту. Выпуклая передняя линза и широкий угол обзора приводят к тому, что солнце или другие яркие источники света почти всегда будут присутствовать либо в кадре, либо где-то сбоку от его краёв. А всё это — условия для появления бликов в кадре.
Вокруг точечных источников света (солнца, городских фонарей) на закрытых диафрагмах (F5,6 и более) появляются шестиконечные (по количеству лепестков диафрагмы) «звёзды».
Зенитар 2,8/16 имеет многослойное просветление МС, призванное бороться с бликами. Также в этом помогает и встроенная бленда. Попробуем спровоцировать объектив на появление бликов, разместив солнце на периферии кадра.
Впечатляет, что даже в условиях сложного контрового света в кадре не происходит падения контраста. С другой стороны, солнечные «зайчики» в объектив попадают охотно — отдельные блики при съёмке в контровом свете будут почти всегда. По опыту тестовых съёмок, меньше всего бликов получается на открытых диафрагмах, вплоть до F5,6.
Блики, которые возникают только в том случае, если источник света попадает ровно на край кадра, можно использовать как творческий эффект. С ними кадры могут стать живее, интереснее.
В условиях городской ночной съёмки, когда в кадре множество точечных источников света, Зенитар 2,8/16 показал себя отлично. Никакого падения контраста и лишних бликов!