Объектив в работе
Зенитар 2,8/16 — объектив без автофокуса, наводка на резкость происходит вручную. Ход кольца фокусировки мягкий, с умеренным усилием. Работать с ним приятно. Фокусировочное кольцо довольно узкое, но благодаря рифлёной поверхности его всегда легко найти даже на ощупь, не отрывая взгляд от видоискателя камеры.
Ход фокусировочного кольца — всего четверть оборота. Поскольку перед нами сверхширокоугольник, этого достаточно, чтобы точно и плавно сфокусироваться на нужной дистанции.
Из-за того, что корпус объектива очень маленький, он практически весь занят подвижными кольцами диафрагмы и фокусировки. Поэтому при снятии и установке Зенитар 2,8/16 на фотоаппарат сложно не сбить настройки фокусировки и относительного отверстия. Так что лучше их каждый раз перепроверять.
На объектив нанесена весьма информативная шкала глубины резкости. С её помощью можно попадать в резкость, буквально не глядя в видоискатель, и удобно наводиться на гиперфокальное расстояние. За счёт большой глубины резкости и широкого угла обзора объективом можно снимать практически «на глазок» — это пригодится при поиске необычных ракурсов или во время динамичной съёмки.
Диафрагма, как уже сказано, настраивается вручную кольцом на объективе. Оно переключается с кликами и шагом ½ экспоступени. В фотокамерах Nikon есть возможность записать в память характеристики используемого мануального объектива. Это позволит передавать в камеру точные данные о параметрах съёмки.
Версия Зенитар 2,8/16 для Nikon оснащена механизмом прыгающей диафрагмы. Визирование через видоискатель происходит на открытой диафрагме, а в момент съёмки диафрагма закрывается до выбранного значения.
Основная особенность Зенитар 2,8/16 — широчайший угол обзора и характерные геометрические искажения.
Чем ближе объекты к границам кадра, тем сильнее они будут изогнуты, а то, что находится в самом центре, останется без искажений.
Кроме того, при съёмке с близкого расстояния столь короткофокусным объективом очертания предметов будут искажаться за счёт ярко выраженной линейной перспективы. Это отлично видно, если попробовать снять портрет:
Всё, что находится ближе к камере (нос, глаза), становится заметно крупнее, тогда как отдалённые детали и объекты уменьшаются в размерах по сравнению с тем, что мы видим невооружённым глазом.
Тем не менее даже на фишай-объектив можно снимать людей почти без искажений, получая при этом яркие, интересные кадры. Для этого достаточно соблюдать определённую дистанцию и помещать модель ближе к центру кадра. Главное — научиться использовать искажения так, чтобы они работали на вашу творческую задумку.
Минимальная дистанция фокусировки у Зенитар 2,8/16 — 30 см. Казалось бы, это не так много, но, учитывая угол обзора объектива, даже при фокусировке на таком расстоянии мы получим довольно общий план.
Фокусируясь на минимальной дистанции, снимая с открытой диафрагмой, можно получить лишь небольшое размытие заднего плана.
Зенитар 2,8/16 даёт оригинальную картинку с сильными искажениями, подходящую не для всех сюжетов. Как мы выяснили, классические портреты с правильной передачей пропорций лица и тела вряд ли получится снять. С другой стороны, во многих творческих задачах Зенитар 2,8/16 даст то, что ищут многие фотографы: очень необычную картинку, которая поможет «оживить» любую фотосерию, будь то свадебная фотосессия или тревел-съёмка.
В путешествии Зенитар 2,8/16 оказался очень полезен. Во-первых, он компактен и лёгок, а это важно в поездке: он почти не отягощает фотосумку. Во-вторых, широчайший угол обзора и интересная картинка часто необходимы для съёмки природы и тревел-сюжетов.