Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Закрытые тусовки, сарафанное радио или агентства — как фотографу заполучить свадьбу селебрити?

Дата публикации: 16.12.2021

Артур Погосян, репортажный фотограф, преподаватель курса “Свадебный фотограф” в Skillbox, рассказывает о том, как устроен рынок свадебной фотографии в России. А также о зарплатных ожиданиях фотографов, возможностях буста карьеры и специфике работы со звездами.

Закрытые тусовки, сарафанное радио или агентства — как фотографу заполучить свадьбу селебрити?

Профессиональное становление большинства фотографов — переход от хобби и любительской съемки к средству заработка. Но я не из их числа. После первого гонорара за случайную свадебную съемку около 13 лет назад, я, на тот момент диджей, решил переквалифицироваться в фотографа именно из-за привлекательной материальной составляющей. Причем к решению я подошел кардинально, — бесповоротно отказавшись от диджеинга. Первый год был особенно тяжелым из-за отсутствия заказов — работы было мало. Я не отступал: снимал свадьбы друзей и друзей друзей, делал себе сайт и грузил фотографии на MyWed. Этот достаточно стандартный для начинающих свадебных фотографов этап продолжался около 5 лет. На сегодняшний день свадебная фотография является моим основным средством заработка. В комфортном режиме я снимаю 3-4 свадьбы в месяц. Одним из последних громких проектов стала работа в команде фотографов на свадьбе Моргенштерна.

Про разделение рынка свадебной фотографии на три сегмента и их особенности

На мой взгляд, индустрия свадебной фотографии сейчас разделена на три уровня: начинающий, средний и продвинутый. Каждый уровень отличается размером ставки и стажем фотографа, а также требовательностью заказчика. А теперь подробнее про них.

Начинающий уровень — это сегмент фотографов, которые снимают совсем простые свадьбы ради опыта, прибегая к сарафанному радио и сервисам поиска специалистов. Я предполагаю, что ставка в среднем 1,5-3 тысячи рублей в час. Заказчики этого уровня, как ни странно, обладают самыми завышенными ожиданиями и требованиями, отдавая последние деньги на фотографа. Это связано с тем, что начинающие фотографы зачастую не умеют говорить “нет” и стремятся всячески угодить клиенту. В свою очередь, заказчики моментально раскусывают эту сговорчивость и начинают продавливать свои условия, дополнительные просьбы: всевозможные скидки, бонусы, бесконечные правки по ретуши и так далее.

Средний уровень — самый массовый и конкурентный. Почасовая ставка приходится на промежуток 5-8 тысяч рублей. Поиск клиентов осуществляется через свадебные агентства и сарафанное радио. Важно отметить, что качество съемки фотографов этого ценового порядка не сильно отличается от более дорогих специалистов. Переход на ставки выше зависит от других материй: связи, узнаваемость, личный бренд, классный инстаграм и так далее.

Продвинутый уровень — вопрос величины гонорара здесь не стоит, так как при выборе заказчик опирается на статус и имя фотографа. Ставка может варьироваться от 10 до 20 тысяч рублей. Что интересно, для России это за некоторыми исключениями потолок. Тогда как в западных странах эти суммы приходятся на категории начинающего и среднего фотографа. Плюс этого уровня по моему опыту в том, что клиенты доверяют фотографу, поэтому при сдаче материалов вопросов не возникает.

Свадебный фотограф в России снимает в среднем 70 свадеб год. С учетом того, что зимой свадьбы случаются реже, это около 10 съемок в месяц. Полный свадебный день составляет 10-12 часов. Работа в команде фотографов подразумевает оплату индивидуальных ставок.

Как подняться наверх?

Держать марку и согласовывать объем работ заранее — это совет начинающим фотографам, которые сталкиваются с требовательными клиентами и их ограниченным бюджетом. Важно научиться прямо и четко обозначать границы своей работы и стоимость дополнительных опций. Вроде “Это будет стоить столько-то: ни больше, ни меньше”. Через данный этап проходят все фотографы. Я отлично понимаю их состояние: тоже делал уступки, переживал, нервничал, бывало и такое, что мне не платили. В ваших силах сделать этап короче и безболезненнее. И в этом поможет следующий совет.

Не бояться поднимать стоимость — это совет начинающим и средним фотографам. Это необходимый риск для того, чтобы перейти на новый уровень и работать с более комфортными клиентами. Да, количество заказов может эпизодически снизиться. Но ситуация со временем выровняется, а новая ставка начнет приносить дополнительный доход. Впервые я отчетливо понял необходимость этой меры, когда увидел, что одна бутылка дорогого алкоголя на фуршете стоит больше моего гонорара за весь вечер. Там же этих бутылок было 50.

Участвовать в премиях для налаживания контакта с агентствами — это совет для средних фотографов, которые хотят добиться внимания агентств. Холодные звонки и питчи в этой задаче не помогут, агентства просто игнорируют и отмахиваются от ноунеймов. А вот участие и победа в премиях — один из самых удобных и гарантированных способов развития личного бренда. Поскольку рейтинги — основной ориентир для свадебных агентств. Даже просто увидев вас в списке участников, посмотрев работы, они начнут сами приходить к вам с новыми заказами. Основные премии включают ежегодные “Топ-100” и “Wedding Awards”. Участие обойдется в 10-15 тысяч рублей. Раз в год эта рекламная площадка того стоит.

Как нанимают свадебных фотографов? И как получить съемку с селебрити?

Фотографы среднего и продвинутого уровней, как правило, работают через свадебные агентства. Клиент приходит с определенным бюджетом, а агентство подбирает несколько кандидатур под каждую позицию. Реже случаются ситуации, когда пары приходят с конкретным запросом. По моему опыту, есть три варианта для того, чтобы получить заказ на свадьбу селебрити или статусной персоны. Первый вариант — через вышеупомянутые свадебные агентства. Второй вариант — через знакомых в свадебной индустрии и других фотографов, работа в команде. Например, по приглашению фотографа Миши Муна я взял на себя репортажную съемку на свадьбе Моргенштерна. Третий вариант — принадлежность к тусовке, посещение закрытых светских мероприятий и показов, активный нетворкинг и нативная продажа своих услуг. Независимо от выбранного пути статусные клиенты в первую очередь обращают внимание на портфолио работ, имена и послужной список прошлых клиентов. Ввиду отсутствия времени, в основном полагаются на рекомендации друзей или профессионалов из агентств. Если говорить о себе, то мне симпатичнее первый и второй варианты, то есть взаимодействие через агентства и знакомых фотографов. На тусовках я предпочитаю тусоваться, а не работать.

К чему нужно быть готовым при работе с селебрити?

Возможно, это кого-то удивит, но на самом деле работа фотографа здесь ничем принципиально не отличается от обычной свадьбы. Заранее следует обсудить специфические пожелания и особенности конкретного клиента: любит или не любит фотографироваться, будет доступ к телу или лучше снимать издалека, насколько активно готов участвовать в съемке. Важно отметить, что на моем опыте негативных ситуаций не возникало, напротив все проходит культурно и вежливо. О некоторых особенностях расскажу ниже.

  • Заранее следует обговорить доступ к телу в контексте личной охраны, чтобы корректно понимать свои границы.

  • Блогеры и звезды могут быть даже более отзывчивыми к просьбам фотографа, чем обычные клиенты. Они заинтересованы в создании красивого контента для медиа и социальных сетей. Так что готовы приостановить участие в свадебном действе, чтобы пойти навстречу рекомендациям фотографа, позировать, перемещаться по локации.

  • Свадьба для большинства звезд — это весомый инфоповод. Поэтому приготовьтесь к обилию прессы, телевидения и фотографов от редакций. От самого фотографа все также будут требоваться качественные снимки. Однако большое количество камер значительно усложняет съемочный процесс и физический доступ к телу. На этапе переговоров фотограф может поставить свои условия и ограничить количество съемочных групп от медиа.

  • В случае бесплатных съемок к работе может быть привлечено большое количество заинтересованных съемочных команд и индивидуальных фотографов. Здесь важно понимать свой интерес: быть одним из бесконечного списка или эксклюзивным фотографом. Последнее более предпочтительно для портфолио и резюме. На этапе переговоров вопрос также следует обозначить и согласовать. Лично я соглашаюсь на бесплатные хайповые съемки только в том случае, если заказчик согласовывает условие о работе только моей команды.

Дата публикации: 16.12.2021
Комментировать
User
Артур Погосян

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту