Качество изображения
Светочувствительность
Во второй версии Pentax K-1 заявлена фантастическая максимальная чувствительность ISO 819200. Объясняя расширение диапазона светочувствительности, производитель заявляет, что причина тому — новая высокопроизводительная система обработки изображений. Это означает, что матрица внутри фотоаппарата осталась той же, но изменились алгоритмы шумоподавления и, самое главное, появился дополнительный процессор для обработки изображений, а он — совсем не лишняя инновация.
Насколько же эффективно работает новая система обработки по сравнению со старой?
В диапазоне ISO 100–400 шумов практически нет ни в камерном JPEG, ни в RAW.
С ISO 800 до 3200 шумы растут плавно и незначительно. Разницы с первой версией камеры пока нет. Впрочем, на ISO 3200 в тенях детализация невысокая, впервые становится заметно ухудшение цветопередачи в тенях. ISO 3200, пожалуй, крайнее значение для печати на крупных форматах (до А2+), когда удастся сохранить и цвета, и детали.
Начиная с ISO 6400 шум заметно растёт, но он монохромный, а детализация по-прежнему падает слабо. Становится более явным исчезновение тонких цветовых оттенков. ISO 12800 — максимально высокое значение ISO, при котором ещё могут достойно выглядеть интернет-публикации и отпечатки на форматах до А4.
Вплоть до ISO 25600 цветопередача меняется слабо. Но в жёлто-красных оттенках снижается насыщенность. При значении ISO 51200 уже сильно снижена насыщенность по всему спектру цвета, а в плане детализации снимки выглядят ещё неплохо, особенно если поработать с их RAW-версиями.
При ISO 65535 шум начинает активно заполнять средние и тёмные тона, убивая мелкую детализацию и цвета. При ISO 102400 шум уже становится цветным и сильно заметным, но крупная детализация сохраняется. Значения ISO больше 65535 уже вряд ли можно использовать, только если для какой-нибудь концептуальной ч/б фотографии.
Dynamic Pixel Shift Resolution
Функция сдвига матрицы для увеличения разрешения не уникальна для фотоаппаратов со стабилизацией, основанной на том же принципе. При этом камера ставится на штатив, после нажатия на кнопку спуска аппарат делает четыре кадра, сдвигая матрицу на один пиксель в четыре стороны. В результате внутрикамерной обработки получается изображение с увеличенным разрешением относительно физического разрешения матрицы.
Разработчики Pentax пошли другим путём. В Pentax K-1 четыре кадра не плюсуются, а накладываются друг на друга. Получается кадр не с повышенным разрешением, а с более высокой детализацией мелких элементов. Функция интересная, но обязательное использование штатива сильно ограничивало возможность её применения.
Благодаря системе пятиосевой стабилизации и хитрым алгоритмам, инженерам в модели Pentax K-1 Mark II удалось реализовать получение четырёх кадров и их объединение в чёткий снимок при съёмке с рук!
Результат съёмки с функцией Pixel Shift
Справедливости ради стоит сказать, что если не поставить рядом «одиночный» кадр и результат работы функции, то разницу можно и не увидеть. Но у Pixel Shift есть другое и, на мой взгляд, более полезное свойство — шумоподавление. Замерить, сколько ступеней экспозиции компенсирует сдвиг матрицы, сложно, но по ощущениям — 1–2 EV.
Результат съёмки с функцией Pixel Shift
Конечно, для съёмки нужны твёрдые нетрясущиеся руки, но это уже мелочи. Кроме того, существует немало способов уменьшить дрожание рук и без штатива. Однако в кадре может появиться движущийся объект, или стабилизатор не справится с сильно дрогнувшей рукой. Тогда на месте сдвига образуется сетчатая структура с периодичностью в один пиксель, размывающая место сдвига.
В первой версии камеры время «сшивания» четырёх кадров занимало в разы больше времени. Pentax K-1 Mark II выдаёт результат секунд за 10.
HDR Если камера позволяет снимать с рук с функцией Pixel Shift и обрабатывать результат, то и с режимом HDR проблем быть не должно. Так и оказалось. В этом режиме после нажатия кнопки спуска аппарат делает подряд три кадра с разными установками экспозиции, а затем сшивает их в один снимок. Через несколько секунд обработки в итоговой картинке проявляются детали в тенях и светах.
С учётом того, что режим включается всего двумя нажатиями кнопок на корпусе камеры, он может войти в ежедневный арсенал фотографа почти в любом жанре. Даже портрет снять не проблема, если попросить модель замереть на мгновение. Детали в глубоких тенях выйдут на свет, исчезнут засвеченные области на небе.