Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

BenQ SW240: тест монитора

Дата публикации: 17.10.2018

Качество изображения

Прежде всего отметим тот факт, что разрешение монитора «всего» 1920 x 1200 пикселей. Избалованные смартфонами глаза порой замечают, что плотность пикселей не так уж высока (94 ppi), но при разумной дистанции просмотра это никак не мешает. Разве что в иной программе захочется побольше пространства для панелей инструментов.

Если же перестать считать точки и обратить внимание на общее качество картинки, то можно сказать, что изображение у BenQ SW240 добротное. Например, у него достаточно равномерная подсветка, хотя левый нижний угол слегка выбился из нормы. Но на глаз не заметны «облака» или явные перепады на тёмном фоне.

Равномерность подсветки

Равномерность подсветки

Равномерность цветовой температуры

Равномерность цветовой температуры

Углы обзора типично широкие для IPS-матриц. Под большим углом наклона видно некоторое падение яркости и лёгкое смещение цветов, но не более того. При разумном положении монитора относительно глаз пользователя вся поверхность экрана будет выглядеть одинаково, без искажений цветопередачи по краям. Присущий IPS-матрицам Glow-эффект здесь тоже есть, но он выражен довольно слабо и в основном проявляется при взгляде на тёмное поле под большим углом.

Статическая контрастность равна заявленным характеристикам — 997:1. Минимальная светимость не ставит рекордов, но это типичное явление для IPS-матрицы, и при корректной гамме в изображении вполне появляется глубина чёрного. Разборчивость ярких деталей хорошая: самые верхние ступени остаются читаемыми, а вот самые тёмные иногда трудноразличимы, но до полной потери дело не доходит.

Максимальная яркость оказалась не слишком высокой — 256 кд/м2, но благодаря удачному полуматовому покрытию экрана субъективно изображение выглядит достаточно ярким в разных условиях. Если же внешняя паразитная засветка мешает, стоит приобрести опциональный светозащитный козырёк.

Плавность градиентов не вызывает вопросов: сложнейшие переходы выглядят чистенько, без неприятных ступеней. И не важно, что для достижения этого использовали 8-битную матрицу с FRC, ведь главное — результат.

Что касается цветопередачи, то она очень хорошая при правильном подходе, ведь мы имеем дело с монитором, у которого изначально заявлен расширенный цветовой охват. Действительно, его «родная» палитра — Adobe RGB, в которой существенно увеличен диапазон зелёного цвета и сопутствующих оттенков. Поэтому, когда вы просматриваете на нём изображения, созданные под стандартное цветовое пространство sRGB, картинки кажутся «изумрудными» и приукрашенными. Так что режим Adobe RGB лучше оставить именно для тех рабочих процессов, где нужен расширенный цветовой охват.

Цветовой охват Adobe RGB

Цветовой охват Adobe RGB

Цветовой охват DCI-P3

Цветовой охват DCI-P3

Кстати, покрытие пространства Adobe RGB практически 100%-ное, с минимальными отклонениями от референса. В свою очередь, мы оценили цветовой охват в самом широком режиме, который характерен для Ultra HD, и получили отличный результат в 96% пространства DCI-P3 — это даже чуть выше заявленного производителем.

Переключив монитор с помощью пары нажатий специальной кнопки в более привычный режим с охватом sRGB, мы получаем весьма точное и естественное изображение для работы с обыкновенными фотографиями и веб-материалами. Приступать к работе можно прямо «из коробки»: в нашем случае точность заводской настройки не вызвала больших нареканий.

Стандартный цветовой охват sRGB

Стандартный цветовой охват sRGB

На этом возможности монитора не заканчиваются. Как выяснилось, практически все пресеты — Adobe RGB, sRGB, Rec. 709, DCI-P3 — очень грамотно настроены в соответствии с нужными референсами. Здесь учтено, что целевая гамма для HD-видео Rec. 709 — 2,4, а кинотеатральные материалы DCI-P3 должны отображаться в более тёплых тонах, с приглушённой яркостью и гаммой 2,6. Для тех, кому приходится работать с широким спектром задач, разработчики монитора обеспечили правильные настройки под разные сценарии — как в стандартных цветовых охватах sRGB/Rec. 709, так и в расширенных Adobe RGB/DCI-P3.

Всё сказанное выше позволяет утверждать, что монитор BenQ SW240 — модель для настоящих профессионалов, без всяких скидок. Несмотря на меньший, чем у основной массы современных моделей, экран и более низкое разрешение, возможности этого монитора полностью адаптированы для обработки фото и видео с довольно высокой точностью. Причём из доступных сценариев не приходится выбирать лишь один: можно создавать пресеты для любых нужд и переключаться между ними. Это именно та гибкость в работе, которую ожидаешь от действительно профессионального монитора.

Результаты замеров

К монитору BenQ SW240 приложен сертификат с отчётом о заводской калибровке, но подробностей там немного: монитор настраивался прибором Konica-Minolta CA310 под цветовое пространство Adobe RGB. Измеренная цветовая температура — 6449K, гамма — 2,21. По итогам достигнуто среднее цветовое отклонение ΔE (CIE2000) величиной 0,2 и максимальное ΔE=0,58 на некотором наборе тестовых паттернов.

Мы же использовали колориметр X-Rite i1 Display Pro в связке с программами HCFR 3.5.1.4, Palette Master Element и i1 Profiler 1.8.1, чтобы оценить заводскую настройку и выжать из монитора максимум точности.

Заводские настройки

По умолчанию в мониторе выставлен режим Adobe RGB с расширенной палитрой, и он весьма неплох для заводского пресета.

Средняя гамма 2,18 очень близка к референсу. Изображение имеет лёгкий уклон в холодную тональность: цветовая температура выставлена ближе к 6900K, нежели к референсным 6500K, но отклонения ΔE (CIE2000) всё ещё в пределах 3 единиц (среднее — 1,91).

Результаты измерений в режиме Adobe RGB по умолчанию

Результаты измерений в режиме Adobe RGB по умолчанию

Гамма Adobe RGB

Гамма Adobe RGB

Шкала серого Adobe RGB

Шкала серого Adobe RGB

А вот цветовой охват достаточно точно соответствует Adobe RGB, и общую картину хорошо иллюстрируют отклонения ΔE (CIE2000) менее 3 единиц на паттернах ColorChecker 24 при среднем значении 1,37.

Цветовой охват Adobe RGB

Цветовой охват Adobe RGB

Паттерны ColorChecker 24 (Adobe RGB)

Паттерны ColorChecker 24 (Adobe RGB)

Выходит, что, несмотря на наличие некоторых изъянов, наш экземпляр BenQ SW240 был удачно настроен прямо «из коробки» и уже давал достоверное изображение, подходящее и продвинутому любителю, и профессионалу. Стоит понимать, что гонка за минимальными «дельтами» не нужна, если отклонения и так находятся в пределах нормы.

Palette Master Element

Поскольку монитор поддерживает настройку с помощью таблиц пересчёта LUT, то особенно интересно попробовать такую возможность. Для этого используется фирменный софт от BenQ под названием Palette Master Element. Программа поддерживает популярные датчики от X-Rite и Datacolor, и всё, что требуется для начала работы, — это подключить датчик и сам монитор к компьютеру через комплектный USB-кабель.

Начальный экран

Начальный экран

Выбор целевых параметров

Выбор целевых параметров

Palette Master Element позволяет выбрать нужные референсы для настройки: сценарий применения, целевую палитру, желаемую яркость экрана и так далее. В режиме продвинутого пользователя можно сместить точку белого и более детально выбрать параметры гамма-коррекции.

Параметры профиля

Параметры профиля

Созданный профиль

Созданный профиль

Далее выбираются параметры создаваемого профиля: матрица или LUT, ICC v.2 или v.4, а также набор плашек. От последнего зависит и общая точность, и продолжительность калибровки. Весь процесс идёт неторопливо: несмотря на быстрый датчик, результаты довольно медленно обрабатываются и пишутся в LUT, поэтому на полную настройку уходит пара десятков минут. Для сравнения, i1 Profiler от X-Rite строит профиль раза в два быстрее.

Проверка созданного профиля внутри программы

Проверка созданного профиля внутри программы

Что же мы получаем по завершении процесса? Программа даёт возможность оценить точность полученного профиля. В нашем случае для Adobe RGB и sRGB она практически не отличалась от полученного с ручными настройками. Более того, после выхода из программы эта точность уже не подтвердилась серией замеров в HCFR: по факту, профиль получился не лучше, а то и чуть хуже настройки монитора «из коробки».

Визуальный контроль это подтвердил: если сначала шкала серого была однородная, то после профилирования в Palette Master Element на ней появились нежелательные перепады и окрашивание. Немного ухудшилась и плавность градиентов. Подобные результаты получались после нескольких попыток и при построении матрицы, и при записи 3D LUT. Выходит, что для профилирования данного монитора всё-таки лучше пользоваться X-Rite i1 Profiler — его результаты построения профилей оказались стабильно лучше и быстрее. Собственный же софт Palette Master Element пока не слишком раскрывает преимущества LUT, хотя с грядущими обновлениями всё может измениться. В конце концов, монитор и так очень неплохо настроен, а ещё лучше — воспользоваться ручкой калибровкой.

Ручная калибровка

Средств калибровки у BenQ SW240 немало: это общий ползунок цветовой температуры, регулировка цветового баланса по трём каналам R/G/B и 6-осевая CMS для управления цветами. За референс мы взяли яркость 120 кд/м2, точку белого D65 (6500K) и цветовое пространство sRGB c линейной гаммой 2,2.

Результаты измерений в режиме sRGB после калибровки

Результаты измерений в режиме sRGB после калибровки

Поскольку с цветовым охватом всё и так хорошо, CMS даже не пригодилась, а чтобы сделать тональность чуть теплее и ближе к D65 (6500K), оказалось достаточно просто спустить «столбик термометра» цветовой температуры до 6200K в настройках монитора в пользовательском режиме.

Гамма sRGB

Гамма sRGB

Шкала серого sRGB

Шкала серого sRGB

Оценим результаты этих манипуляций. Гамма практически не изменилась: 2,18 близка к референсной 2,2, средняя цветовая температура — 6500K, а цветовое отклонение ΔE (CIE2000) <1 на всей шкале серого, кроме белого цвета (1,23). Естественно, визуально эти отклонения уже никак не сказываются на изображении.

Цветовой охват sRGB

Цветовой охват sRGB

Паттерны ColorChecker 24 (sRGB)

Паттерны ColorChecker 24 (sRGB)

В цветовом охвате произошли дополнительные изменения после корректировки шкалы серого. Все точки стали ближе к референсу: ΔE (CIE2000) <1 на паттернах ColorChecker 24, единственное исключение — тот же самый белый цвет (ΔE=1,23).

Важно помнить, что итоговый визуальный контроль всё-таки важнее достигнутых цифр. И в данном случае мы получили изумительное, очень аккуратное изображение. Глядя на различные фото, хочется восхищаться проработкой всех тонов и достоверной палитрой. То же самое с видео: всё выглядит на BenQ SW240 достаточно честно и можно выполнять тонкую обработку и цветокоррекцию с уверенностью в получении профессионального результата на выходе.

Дата публикации: 17.10.2018
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы»
comments powered by Disqus