Конструкция и дизайн
В стильно оформленной белой коробке лежит объектив с двумя крышками, инструкция и гарантийный талон. Отметим красивую переднюю крышку с логотипом завода. Сам Зенитар 1,2/50S выполнен в едином стиле с другими современными объективами завода: строгий чёрный цвет корпуса, белые метки и шкалы.
Для своих габаритов (75×74,5 мм) объектив очень увесистый, его масса составляет 630 граммов. Ещё бы, ведь перед нами изделие из стекла и металла, а пластиковые только крышки. К сборке объектива претензий нет: никаких люфтов, зазоров и прочих огрехов производства. Кольца фокусировки и диафрагмы поворачиваются не туго, но и не слишком легко, с приятным усилием. Защита от пыли и влаги не заявлена. Зенитар 1,2/50S предусматривает использование светофильтров диаметром 62 мм.
На кольце фокусировки расположен логотип завода и краткое название объектива. Такой дизайнерский элемент смотрится свежо и интересно. Само кольцо достаточно широкое, чтобы его легко находить на ощупь, не отрываясь от компоновки кадра. Пользоваться им приятно, мягкое и равномерное усилие при вращении позволяет очень точно поймать резкость в нужном месте. Ход кольца — порядка ¾ оборота. Это даёт возможность наводиться на фокус и быстро, и точно, что особенно важно для видеосъёмки.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,45 м. Такое расстояние подходит, чтобы брать сравнительно крупные планы, снимать мелкие предметы.
Кадр, сделанный на минимальной дистанции фокусировки
При фокусировке перемещается передний блок линз и меняется длина объектива:
Регулировка диафрагмы выполняется с помощью кольца, расположенного в передней части объектива. Зенитар 1,2/50S не оснащён механизмом прыгающей диафрагмы — визирование и съёмка происходят на выбранном вами рабочем значении относительного отверстия.
Диафрагма переключается дискретно, с мягкими кликами. Промежуточных остановок между метками на кольце регулировки нет. То есть шаг регулировки диафрагмы — 1 EV, а между f/1,2 и f/1,4 — ⅓ EV.
Отсутствие «прыгалки» не проблема, особенно если пользоваться режимом Live View или электронным видоискателем (фокусироваться на заранее выбранной диафрагме даже удобнее). Единственный нюанс: раз механического привода «прыгалки» нет, то и в камеру никаких данных о параметрах съёмки не передаётся, и в метаданные снимков не будет записываться информация о диафрагме. Впрочем, это относится к версии объектива для камер Nikon, так как в камерах Canon EOS механического сопряжения с объективами нет в принципе.
Посмотрим, как поведёт себя Зенитар 1,2/50S на полном кадре, хотя заявляется, что это объектив для кропа. Действительно, на полный кадр (36×24 мм) круга покрытия объектива не хватает, и в результате — затемнение в углах. Однако Nikon D850 позволяет снимать с кропом 1,2х (кадр 30×20 мм), и вот тут Зенитар 1,2/50S уже отлично справляется! Затемнение по краям на открытой диафрагме не фатальное, а если прикрыться на пару ступеней, то оно пропадает вовсе. Такой режим вполне можно использовать на практике, что мы периодически и делали в рамках теста, расширяя творческие возможности объектива.
Кадр 36×24 мм: углы затемнены.
Кроп 1,2х (30×20 мм): виньетирования по краям почти не заметно.
Кроп 1,5х (24×16 мм): виньетирования нет совсем.
Дополнительное виньетирование на кропе 1,2 может сыграть на пользу, добавив в кадр объёма и акцентировав внимание на его центральной части. Да и небольшое расширение угла обзора тоже бывает полезно!
Первые впечатления от Зенитар 1,2/50S положительные! Качественная сборка, приятные тактильные ощущения в работе. Неожиданный бонус — возможность использовать объектив на камерах с матрицей больше APS-C.