Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Тест новых зум-объективов Nikon Z

Дата публикации: 14.03.2022

Тест NIKKOR Z 24-120mm f/4 S

Этот тест посвящён трём самым новым моделям зум-объективов для беззеркалок Nikon Z: NIKKOR Z 24-120mm f/4 S, NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S и NIKKOR Z 28-75mm f/2.8.

Система Nikon Z с завидной регулярностью пополняется новой оптикой. Насытив потребности профессионалов, Nikon довольно быстро перешёл к выпуску бюджетной оптики и оптики среднего ценового диапазона. Бюджетным фиксам мы посвятили два предыдущих теста, а эту статью открывает универсальный зум NIKKOR Z 24-120mm f/4 S.

Тест новых зум-объективов Nikon Z

Буква S в его названии указывает на принадлежность к топовой линейке оптики, но по цене он как раз укладывается в рамки среднего класса. Если же сравнивать с предшественником из зеркальной системы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR с похожими характеристиками, то стоимость новинки выросла чуть менее чем на четверть.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Очевидно, этой моделью Nikon хочет покорить сердца и фотолюбителей, и профессионалов. Универсальный зум NIKKOR Z 24-120mm f/4 S имеет все шансы стать одним из самых востребованных объективов системы. В нашем тесте будем разбираться, насколько NIKKOR Z 24-120mm f/4 S хорош и даст ли преимущество по сравнению с более доступным собратом из зеркальной фотосистемы.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 5 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Особенности объектива

Дизайн корпуса NIKKOR Z 24-120mm f/4 S выполнен в духе современной Z-линейки: строгие и хорошо читаемые штрихи, минимум декоративных деталей, преобладающие матовые элементы. Но есть и отсыл к оптике прошлого. Кольцо зума визуально выглядит «надетым» на тубус объектива — характерная черта некоторых объективов Nikon тридцатилетней давности. Мелкий штрих внешней отделки тонко намекает на преемственность поколений…

Впрочем, даже во внешней отделке нового здесь куда больше, чем традиционного. Рядом с выключателем автофокуса на корпусе расположена программируемая кнопка L-Fn, а кроме кольца зума и ручного фокуса есть третье металлическое кольцо ближе к байонету. Оно не декоративное, а функциональное. Например, с его помощью можно управлять диафрагмой или экспокоррекцией, менять ISO — функции можно выбрать в меню фотоаппарата.

Ход всех трёх колец неожиданно тугой, но очень плавный и равномерный, без рывков. В руках объектив ощущается добротным профессиональным инструментом. Сильно выдвигающийся при зумировании тубус переднего линзоблока не имеет люфта и не выезжает под собственным весом.

Для NIKKOR Z 24-120mm f/4 S заявлена пыле- и влагозащита корпуса, а на переднюю линзу нанесено фтористое покрытие. Такие покрытия — не просто маркетинговый ход. Пыль и грязь на них действительно не задерживаются, а влага легко собирается в капли и сама скатывается, не оставляя разводов.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/30 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

В оптической схеме применено просветляющее покрытие ARNEO, которое традиционно достаётся только топовым моделям. Наряду с ним используется и фирменное нанокристаллическое покрытие.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Сама оптическая схема состоит из 16 элементов в 13 группах, включая 3 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией ED и 1 асферический элемент из стекла ED. Малое количество асферики обещает неплохой рисунок в зоне нерезкости.

Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации

Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/10 с, 65.0 мм экв.Cкачать RAW

В отличие от предшественника из зеркальной системы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, наш герой не имеет встроенной системы стабилизации. Ведь она реализована в самих полнокадровых беззеркалках серии Z. Её возможностей вполне достаточно, чтобы снимать на увеличенных выдержках и сохранять ISO на приемлемом уровне в условиях городского уличного освещения ночью.

Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации

Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/13 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW

Из других особенностей отмечаем малую дистанцию фокусировки — всего 35 см от плоскости матрицы. При этом достигается масштаб х0,39, достаточный для съёмки крупным планом даже очень небольших предметов.

Максимальный масштаб съёмки

Максимальный масштаб съёмки

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/250 с, 110.0 мм экв.

Для фокусировки используется пара синхронизированных линейных приводов.

Фокусировочных групп тоже две. Автофокус очень тихий, практически бесшумный, и достаточно быстрый для динамичных сюжетов.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/5000 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Светосила f/4 и высокие рабочие ISO современных фотокамер позволяют использовать объектив практически для любых задач.

Светосилы f/4 достаточно для событийной съёмки с искусственным освещением

Светосилы f/4 достаточно для событийной съёмки с искусственным освещением

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/80 с, 72.0 мм экв.

Резкость и хроматические аберрации

Резкость — то, что отличает NIKKOR Z 24-120mm f/4 S от его «зеркального» собрата AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR. А ещё уровень хроматических аберраций. Даже на провокационных сюжетах NIKKOR Z 24-120mm f/4 S практически избавлен от хроматики, а у AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR она нет-нет, да и проскакивает в широкоугольном положении на открытой диафрагме. И резкость его на открытой диафрагме заметно ниже, особенно по краям. Посмотрите примеры ниже:

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

На 24 мм герой теста NIKKOR Z 24-120mm f/4 S по центру кадра идеально резок уже на f/4 даже на многомегапиксельном Nikon Z 7. Падение детализации к краям есть, но без 100% увеличения и тщательного изучения снимка его не заметить. Края даже на открытой диафрагме весьма резкие.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/400 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагмирование до f/5,6 и f/8 слабо влияет на итоговое качество изображения. По центру кадра максимум уже достигнут, лишь периферия добирает недостающую резкость, не оставляя аргументов придирчивым критикам.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/50 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/25 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагмирование сильнее f/11 приводит к снижению детализации из-за дифракции, что закономерно для многомегапиксельных матриц.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

В телеположении ситуация повторяется. Открытая диафрагма у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S абсолютно рабочая с идеальным центром и небольшим падением резкости к краям. И по центру, и по краям более современный объектив существенно выигрывает у AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR. Посмотрите на сравнительные кадры:

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Хроматических аберраций не видно. Контраст у более современного объектива также выше. Разница в картинке заметная до f/5,6 включительно.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON Z 7 / AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 120.0 мм экв.Cкачать RAW

Прикрыв диафрагму NIKKOR Z 24-120mm f/4 S до f/8 можно получить практически идеальную резкость по всему полю. После f/11 резкость снижается из-за дифракции вне зависимости от выбора объектива.

Бликозащита и контровый свет

В оптической схеме NIKKOR Z 24-120mm f/4 S используется сразу два вида просветляющих покрытий, в том числе топовое фирменное покрытие ARNEO от Nikon. Визуально объектив отличается очень высоким контрастом, картинка у него сочная и яркая.

Фонарь в поле кадра не провоцирует появление значительных бликов.

Фонарь в поле кадра не провоцирует появление значительных бликов.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/20 с, 96.0 мм экв.

Если в кадр попадают источники света, то объектив спокойно их отрисовывает, не допуская падения контраста и значительных засветок.

Мощные прожекторы в правом нижнем углу кадра не создают падения контраста и бликов.

Мощные прожекторы в правом нижнем углу кадра не создают падения контраста и бликов.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 120.0 мм экв.

Из возможных артефактов стоит отметить локальные блики, которые появляются в самых углах снимка от ярких источников преимущественно в широкоугольном положении зума. Интересно, что блики чаще всего направлены от центра кадра.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 8 с, 24.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 15 с, 24.0 мм экв.

Такая необычная оптическая особенность, например, страхует в тех случаях, когда источник света находится на границе снимка или за ней — бликов внутри кадра вообще не образуется, даже если бленда не установлена на объектив.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/10 с, 47.0 мм экв.

В телеположении блики и вовсе не появляются. Засветок от ярких источников также нет.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 8 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 15 с, 120.0 мм экв.

Эффект дыхания

Объектив неплохо адаптирован для видеосъёмки. Мы уже отметили очень тихую работу автофокуса. Производитель также заявляет минимизированный эффект дыхания при перефокусировке и отсутствие сдвига. И это действительно так.

И в широкоугольном, и в телеположении эффект дыхания практически отсутствует.

Ход кольца ручного фокуса нелинейный. Однако при плавном вращении нелинейность выражена слабо, и работать с ручной перефокусировкой в видео в целом комфортно. Разве что с приводом фоллоу-фокуса могут возникнуть сложности.

Боке

Характер размытия у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S нейтральный, как и положено универсальному объективу. Одиночные блики в боке, пересекаясь, не образуют «эффекта чешуи», а прямые линии не двоятся.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 120.0 мм экв.

Присутствующая в оптической схеме асферика даёт о себе знать некоторой неоднородностью заполнения блика. До ярко выраженных «луковых колец» дело не доходит, но не все блики идеально аккуратные. Впрочем, перед нами и не портретный фикс, чтобы предъявлять к его рисунку такие высокие требования. Одиночные блики сохраняют округлую форму благодаря скруглённой девятилепестковой диафрагме практически на всех её значениях. Так что размытие фона остаётся нейтральным и приятным глазу.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/1000 с, 110.0 мм экв.

При съёмке портретов размытие достаточно сильное, чтобы добавить в кадр объём, но фон при это остаётся читаемым.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/125 с, 120.0 мм экв.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/500 с, 120.0 мм экв.

Геометрические искажения и корректирующий профиль

Для объективов системы Nikon Z корректирующий профиль прописывается непосредственно в RAW-файл. Если RAW-конвертер поддерживает работу с ним, то профиль автоматически применяется. Более того, например, в продуктах Adobe он является неотключаемым. Скорее всего, дисторсий, виньетирования и хроматических аберраций по этой причине увидеть вам не удастся. В тесте мы используем RAW-конвертер, не поддерживающий встроенный профиль, чтобы оценить реальные искажения. Так, в положении 24 мм объектив имеет заметную бочкообразную дисторсию, которая полностью исправляется программно. Есть виньетирование, но оно сравнительно слабое.

Скачать RAW

В телеположении виньетирование также выражено слабо. Без корректирующего профиля очень хорошо заметна сильная подушкообразная дисторсия, программная коррекция которой приводит к заметной обрезке кадра. С этими сложностями фотограф столкнётся лишь при использовании экзотических RAW-конвертеров, но мы должны это отразить в тесте.

Скачать RAW

Выводы

NIKKOR Z 24-120mm f/4 S не просто так относится к топовой S-линейке оптики, несмотря на сравнительно доступную стоимость. Он имеет отличную резкость уже на открытой диафрагме, крайне слабо выраженные хроматические аберрации, нейтральное и приятное глазу боке. Из оптических недостатков можно отметить только дисторсии, но они полностью подавляются программно в JPEG, а RAW-файлы содержат встроенный корректирующий профиль для их устранения.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с, 102.0 мм экв.

В плане качества изображения объектив заметно выигрывает у своего предшественника из зеркальной фотосистемы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, при этом имея всего на четверть более высокую стоимость. Единственным минусом по сравнению с предшественником будет отсутствие у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S системы стабилизации. Однако в системе Nikon Z все полнокадровые камеры имеют встроенный стабилизатор.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Кроме фото, NIKKOR Z 24-120mm f/4 S хорошо приспособлен и для видеосъёмки. Автофокус работает практически бесшумно, эффект дыхания сведён к минимуму и в широкоугольном, и в телеположении. Из спорных решений можно отметить нелинейный ход кольца фокусировки, но при плавном вращении при видеосъёмке это проблем не доставляет. Зато в случае фото навестись на резкость можно с прецизионной точностью.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

На корпусе объектива расположены программируемая кнопка L-Fn и функциональное кольцо, которое также можно перепрограммировать в меню. Конструкция защищена от пыли и влаги, а на переднюю линзу нанесено фтористое покрытие, защищающее от загрязнений.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-120mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

NIKKOR Z 24-120mm f/4 S — качественный и удобный объектив на каждый день. Высокие рабочие ISO современных камер позволяют использовать его как штатный зум в профессиональной работе, в том числе в репортажной съёмке. Но он сможет справиться и со множеством других жанров. Большая кратность зума, малая дистанция фокусировки, нейтральное боке и быстрый бесшумный автофокус делают его действительно универсальным.

Плюсы:

  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • очень низкий уровень хроматических аберраций;
  • нейтральное и приятное боке;
  • высокий контраст;
  • малая дистанция фокусировки;
  • программируемая кнопка L-Fn на корпусе;
  • функциональное управляющее кольцо на корпусе;
  • фтористое покрытие передней линзы;
  • пыле- и влагозащита;
  • нет эффекта дыхания.

Минусы:

  • незначительное падение резкости к краю кадра;
  • дисторсии при работе с RAW-конвертерами без поддержки встроенного профиля.
Дата публикации: 14.03.2022
Комментировать
Главы:123
Далее «Тест объектива NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus