Вверх
Dd5b4b29 ac4b 4aa9 8f24 947a4b93ebf3

Тест объектива Зенитар 1/50

Дата публикации: 01.09.2025

Зенитар 1/50 — это полнокадровый сверхсветосильный мануальный объектив с байонетом Leica M, который через соответствующие переходники также можно установить на современные беззеркальные камеры. Объектив отличается необычным рисунком на открытой диафрагме с очень сильным размытием фона.

Тест объектива Зенитар 1/50

В нашем тесте подробно расскажем обо всех особенностях этого нового объектива от Красногорского завода имени С. А. Зверева.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/407 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Конструкция

Зенитар 1/50 выполнен в лучших традициях бренда: только стекло и металл. Корпус шероховатый на ощупь, не собирает отпечатки и не царапается при обычной эксплуатации, однако со временем потёртости не исключены.

На корпусе два кольца: ручной фокусировки и диафрагмы. Ход обоих колец плавный и мягкий. Фокусироваться можно с большой точностью, ход кольца длинный, чуть менее 180 градусов. В крайних положениях оно с приятным металлическим звуком упирается в ограничители. Бесконечность выставлена точно, и для съёмки пейзажа достаточно перевести кольцо в крайнее положение.

Бесступенчатое кольцо диафрагмы мне понравилось меньше: нельзя контролировать закрытие диафрагмы по щелчкам, не отрываясь от видоискателя. Понятно, что это реверанс в сторону любителей видеосъёмки, но всё же без индикации диафрагмы в видоискателе и без этих щелчков фотографу приходится действовать буквально наугад или пристально всматриваться в цифры, выгравированные на самом кольце.

Диафрагма 11-лепестковая, однако полностью скруглённой не является. При закрытии её лепестки образуют подобие звёздочки, что, впрочем, не сказывается негативно на общем характере рисунка.

Во время фокусировки передний линзоблок незначительно перемещается, увеличивая габариты объектива примерно на полсантиметра при фокусировке на МДФ. Кстати, минимальная дистанция фокусировки здесь сравнительно велика и составляет 80 см. Ведь объектив создавался для байонета M, а у дальномерных камер из-за особенностей их конструкции фокусировка на сверхмалых дистанциях осложнена. Так что очень крупные планы — не конёк Зенитар 1/50. Его стихия — это портреты, средние и общие планы.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Вес Зенитар 1/50 составляет 600 граммов, размеры сравнительно небольшие для сверхсветосильной оптики: 73 × 83,7 мм при диаметре светофильтра 67 мм.

В оптической схеме нет асферики и не заявлено применение специальных элементов. Это даёт основания ожидать богатый на аберрации рисунок, что для творческой оптики минусом не является. Всего элементов десять, они собраны в семь групп.

Как снимает Зенитар 1/50: ода аберрациям

Объектив относится к творческой оптике, так что ценителям попиксельной резкости и высокого разрешения Зенитар 1/50 вряд ли подойдёт, хоть и способен дать довольно резкую картинку на прикрытой диафрагме. Его сила в необычном рисунке на f/1, который становится всё более «стандартным» при диафрагмировании. Признаться, я практически весь тест снял на f/1, лишь изредка прикрывая диафрагму, чтобы обеспечить правильную экспозицию при избытке света.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Если у вас есть опыт съёмки на вышедший ранее Зенитар 1/35, то имеет смысл говорить лишь о частичной родственности рисунков этих объективов. Они похожи в общем настроении картинки, но разительно отличаются в мелочах: например, в специфической отрисовке боке. У Зенитар 1/35 боке всё же чуть более правильное, а рисунок нового полтинника — это скорее ода аберрациям, причём всем сразу.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/148 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

На открытой диафрагме Зенитар 1/50 одновременно похож и на монокль, и на знаменитый Гелиос 40. Боке у него закрученное, как у последнего. А вот пониженный контраст, сферическая аберрация и кома дают ту самую немного нереальную картинку, ради которой энтузиасты разбирали вполне рабочие объективы и переделывали их в монокли.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Добавим сюда горсть хроматических аберраций, виньетирование и получим, казалось бы, не вполне лицеприятную для объектива характеристику. Но это на бумаге, а на деле имеем узнаваемую, интересную, объёмную картинку. Боке как будто нарисовано маслом. Есть в нём что-то от «Звёздной ночи» Ван Гога.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, 1/36 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Характер размытия меняется при разной крупности плана. Например, характерное закручивание фона ослабевает на средних и дальних планах, хотя малая глубина резкости остаётся. Рисунок Зенитар 1/50 инвариантен и многообразен.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

В портретной съёмке мягкость оптики на открытой диафрагме оказывается полностью оправданной. Все дефекты кожи сглаживаются, а фото интересно смотрятся без обработки.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/2984 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/135 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/593 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/270 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

На мой взгляд, создатели объектива рассчитывали его с оглядкой на чёрно-белую фотографию. Потому что в ЧБ-съёмке Зенитар 1/50 раскрывается особенно интересно. Без фильтров и дополнительных настроек он способен на современной цифровой камере выдать совершенно «плёночную» картинку, настоящее ретро.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/523 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

В цвете шансы получить «плёночное» настроение в кадре также очень велики. На открытых диафрагмах возможны искажения цвета на периферии кадра, которые способны добавить оригинальности фотографиям.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Что касается бликозащиты, то она у Зенитар 1/50 слабая, особенно на открытой диафрагме. И вновь я не готов отнести это к минусам. Если рассматривать объектив как творческий, то фотограф или видеограф получает в свой арсенал ещё один изобразительный инструмент — блики. Они могут иметь абсолютно причудливые формы, возникают непредсказуемо, но смотрятся интересно и гармонично.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/1135 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/4096 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Съёмка на всех диафрагмах

Про съёмку на f/1 я довольно подробно расписал. А что будет на других значениях диафрагмы? При закрытии диафрагмы кома быстро уходит. Следом за ней уходят сферическая аберрация и пониженный контраст. Уже на f/1,4 резкость по центру значительно возрастает, а на f/2 объектив становится «обычным», лишь с некоторой мягкостью по углам кадра. Единственная аберрация, которая присутствует во всём диапазоне диафрагм, это виньетка при фокусировке на бесконечности: мягкая и размытая в начале и достаточно чётко очерченная при f/11–f/16.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1, 1/4096 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/4096 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/4096 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/2952 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/873 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/653 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/398 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/241 с, 50 мм экв.
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/83 с, 50 мм экв.

Метаморфоза боке при диафрагмировании аналогичная. Магия нестандартного боке с вытянутым размытым бликом сменяется просто мягким рисунком уже на f/2. Одиночные блики скругляются. Они не имеют контрастной, чётко очерченной каёмки, не образуют эффекта чешуи. Эффект закрученного боке сохраняется, но выражен заметно слабее.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1, 1/638 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/599 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/383 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/208 с, 50 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/111 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

После f/2,8 в бликах начинает читаться форма диафрагмы в виде скруглённой 11-конечной звёздочки. А в центре кадра может появляться светлое пятно — результат переотражений внутри объектива. Так что рассматривать Зенитар 1/50 на роль инструмента для качественной технической съёмки (например, предметной) не стоит. Для этого есть множество других «полтинников» на любой вкус и кошелёк.

Геометрические искажения

Дисторсия у Зенитар 1/50 неплохо скомпенсирована оптически и не требует программного исправления в большинстве сюжетов. Даже на откровенно провокационных кадрах с обилием прямых линий объектив не искажает картинку.

ZENIT M / Zenitar 1,0/50 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/551 с, 50 мм экв.Cкачать RAW

Стоит ли покупать Зенитар 1/50

Зенитар 1/50 способен стать незаменимым инструментом для творческих съёмок практически в любом жанре, кроме сверхкрупных планов, ведь у него сравнительно большая минимальная дистанция фокусировки. О нём стоит говорить как об интересном портретнике.

В качестве совместимых камер имеет смысл рассматривать не только оригинальные Leica и Зенит М, но и большинство современных беззеркалок — адаптеры и переходники легко придут на помощь.

Мне понравился мягкий, близкий к моноклю рисунок на открытой диафрагме и очень нестандартное боке. Объектив способен преподносить сюрпризы, выдавая совершенно непредсказуемый рисунок в зависимости от расположения источников света в кадре. Картину дополняют интересные блики и чуть сниженный контраст. Зенитар 1/50 открывает необъятное поле для экспериментов. А чтобы сделать картинку более привычной, достаточно лишь немного прикрыть диафрагму.

Эта модель вряд ли подойдёт для технических съёмок вроде астрофотографии и других жанров, требующих высокого качества изображения. Даже сильное диафрагмирование не способно полностью убрать все аберрации объектива: сохраняется мягкость по углам и виньетирование. Зенитар 1/50 — это про творчество и настроение, а не про звенящую резкость от края до края.

Плюсы:

  • сверхвысокая светосила;
  • очень необычный рисунок на открытой диафрагме;
  • диафрагмирование меняет характер рисунка;
  • хорошо подходит для ЧБ-съёмки;
  • стекло и металл в конструкции;
  • совместим с современными беззеркалками через адаптеры;
  • не склонен к геометрическим искажениям.

Минусы:

  • не подходит для технических жанров из-за обилия аберраций;
  • сравнительно большая МДФ;
  • кольцо диафрагмы с бесступенчатым ходом.

Реклама. Рекламодатель ПАО Красногорский завод им. С.А. Зверева, ИНН 5024022965, erid: 2SDnjesqfc2

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
7.0
Возможности
7
Удобство
7
Оправданность цены
7
Дата публикации: 01.09.2025
Комментировать
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus