Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Учим фотографировать с новыми моноблоками Profoto D1 и светоформирующими насадами

Дата публикации: 06.04.2011

Так получилось, что у нас в клубе появились 6 новеньких симпатичных моноблоков D1 Air. Они, только что изъятые из своих удобных коробочек, красовались на штативах. И вот я, уже минимум 10 лет являясь поклонником только генераторного света, зачем-то собираюсь испытать D1 в деле. Не понимаю. Но я твёрдо принял решение: схемы света для методического пособия обкатываю на новеньких моноблоках. Думаю, фотографы да и просто мужчины, меня поймут. Да, что-то меня заносит в лирические отступления, давайте вернёмся к теме постановки света в портретной фотографии. Обычно построение портретных схем освещения начинают с использования одного прибора. Не буду слишком оригинальным и поступлю так же.

Для начала попробую сделать достаточно стандартный портрет. Для этого использую портретную тарелку, установленную слева от модели (рhoto1 + scheme1).

Учим фотографировать с новыми моноблоками Profoto D1 и светоформирующими насадами

Портретная тарелка у Profoto бывает двух типов. Вернее, два типа покрытия внутренней поверхности тарелки — металлизированное и белое — создают разный эффект освещения. В нашем случае белое покрытие дает мягкий свет, что как нельзя лучше подходит для фотосъемки женского лица. Для подсветки теневых участков лица использую два отражателя, снизу перед моделью и справа. Отражатели убрали глубокие тени, на лице присутствует легкий теневой градиент, переход света с наиболее освещенной левой стороны лица к правой достаточно мягок. Тень от кончика носа поместилась в границах носогубной линии. В общем, все получилось в пределах стандартных портретных требований. Чтоб немного выделить лицо, применяю более крупное кадрирование. Даже с использованием совсем простой схемы построения света портрет получается достаточно интересным.

Заменив в предыдущей схеме портретную тарелку на большой октобокс Сивма-фототехника(photo2 + scheme2) и сдвинув его больше влево по отношению к модели, получаем абсолютно мягкий, обволакивающий свет. При этом один источник света выполнил функции рисующего и контрового за счет своего большого размера.

Два предыдущих портрета я сделал с использованием одного прибора и двух отражателей, меняя в них только светоформирующие насадки. Фотоснимки получились приличными, но не характерными. При таком освещении это достаточно затруднительно.

Однако, всего лишь заменив большой октобокс на узкий стрип с сотами, для полноты управления световым пучком (photo3 + scheme3) и передвинув прибор в положение прямо перед моделью, чуть его приподняв, получаем совершенно иной рисунок света. При верхнем прямом расположении источника света отражатель с правой стороны от модели стал совершенно лишним. Оставив отражатель только перед моделью для смягчения теней под глазами и подбородком, получаем женский портрет с налетом некоторого драматизма, который дополняет тяжелый взгляд модели. Видимо, наступила первая стадия усталости. Для того, чтобы немного отвлечь модель от съемки, веду с ней непринужденный разговор, а в это время устанавливаю в кадре второй и третий источники света.

Если источник рисующего света может за счет своего размера и расположения выполнять также функции и контрового, то рассматривать схему построения света с двумя источниками нет никакого смысла, только если второй источник использовать для создания светового пятна на фоне. Да и исходя из ситуации, когда в нашем распоряжении оказалось достаточное для любой фотосъемки количество осветительных приборов, предлагаю сразу перейти к использованию трех источников. Возможность использовать три и более источника часто избыточна, но зато позволяет осуществить в процессе фотосъемки любые фантазии.

В качестве рисующего света используем портретную тарелку с сотами. Соты на тарелке нужны для того, чтобы полностью исключить попадание света куда-нибудь, кроме лица модели, так как до фона не так далеко (photo4 + scheme4).

Второй источник используется как контровой, его располагаем справа над моделью и используем для подсветки волос и плеч. Подсветка плеч визуально отрывает модель от фона, создавая объем, отодвигая фон дальше. Это очень важно для небольших студий, где модель вынуждено располагается вплотную к фону. Так как соты на портретной тарелке отсекают попадание света на фон, то мы подсветим его отдельным источником света с установленным стандартным зум-рефлектором и сотами. Регулируя размер сот, а они бывают 5,10 и 15 градусов, а также расстояние от источника света до фона, можем сформировать пятно света нужного размера и формы, направляя его либо прямо за модель, либо слева по направлению взгляда портретируемого человека. В этом случае пятно света на фоне будет неотъемлемой частью композиции кадра. Хотя в предыдущих фотографиях мы и пытались совместить в одном источнике и рисующий и контровой свет, но если есть возможность использовать их по отдельности, то портрет от этого только выигрывает.

Изменим светоформирующую насадку на рисующем источнике света. Вместо портретной тарелки установим опять большой октобокс. Октобоксы Profoto имеют внутри конструкции приспособления для создания переотражений света, и в результате на выходе от источника получаем невероятно ровный свет по всей поверхности (photo5 + scheme5).

Рисующий свет располагаем спереди слева от модели, контровой остается на своем месте, для подсветки волос. Свет от октобокса попадает также и на фон, потому фоновый источник ставим прямо за моделью и добавляем мощность. Это позволит создать на фоне затухающее световое пятно и превратит ровный фон в некий градиент. Особенностью использования в качестве рисующего света большого источника является возникающее ощущение мягкости. Мягкость присутствует во всем: в светотеневом рисунке на лице, в мягких бликах в глазах, в снижении контраста, и в результате меняет настроение портрета, добавляет так недостающую девушке романтичность. Попробуем сделать портрет еще более романтичным.

Вместо фона установим за моделью большой источник света, направленный прямо в кадр. Этим источником может быть октобокс, или, как в нашем случае, натянутая на рамном каркасе светорассеивающая матовая пленка, сквозь которую и светит прибор (photo6 + scheme6).

Эта конструкция выполняет функции солнца в кадре, модель перекрывает его. Но те места, куда свет от «солнца» попадает, засвечиваются с такой интенсивностью, что некоторые детали просто пропадают. Сужается лицо модели, контровой свет добавляет блеск волосам, которого и так вроде уже достаточно, но лишний блик только усиливает впечатление. Направленная прямо от фотографа портретная тарелка четко прорабатывает глаза модели. Свет от «солнца», попадая на отражатели перед моделью, создают на лице умиротворенный, практически бестеневой рисунок. Получается портрет в высоком ключе, совершенно преобразивший в конце фотосессии лицо модели.

Анализируя результаты фотосессии, нетрудно прийти к выводу, что приборы D1 компании Profoto идеально подходят для работы в портретном жанре в фотостудии любого размера. Приличный портрет не сложно сделать даже с одним источником. Наличие в студии большего количества приборов только расширяет возможности фотографа, а фирменная система Air, с которой приборы D1 Profoto управляются на расстоянии, позволяет управлять мощностью каждого конкретного источника с синхронизатора Air, установленного на камере. Что создает невообразимое удобство в работе.

Моноблоки Profoto D1 мне понравились, желаю и вам испытать удовольствие от работы с ними.

Дата публикации: 06.04.2011
Комментировать
User
Дмитрий Мухин

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus