Вверх
6dfafcf9 c3ca 4be6 b369 3c9bf25f5fc0

Новая модель штатива Manfrotto 190XB

Дата публикации: 26.02.2014

Недавно я сменил свой старый проверенный штатив на новую модель Manfrotto. Многие мои друзья отнеслись к этому как к лишней трате денег и попытались записать меня в клан коллекционеров фототехники. В ответ я постарался ответить на все их вопросы и заодно сам до конца убедиться в правильности принятого мной решения. В результат чего и появился этот материал.

Итак, новый вариант уже известного нам штатива Manfrotto 190XPROB — NEW 190. Я пользуюсь этим штативом на протяжении последних двух месяцев, он заменил мой предыдущий штатив Manfrotto 190XPROB, и за этот срок у меня сформировалось достаточно четкое представление о всех минусах и плюсах новой модели.

Сначала имеет смысл поговорить о недостатках предыдущей версии, она достаточно хорошо всем знакома и опыта эксплуатации этого проверенного временем изделия, думаю, у всех хватает, но краткое описание недостатков, мне кажется, сделает сравнение с новой моделью более наглядным:

  • Несмотря на то, что узел горизонтального крепления центральной штанги штатива, применённый на старой модели 190XPROB, значительно расширял возможности фотографа, занимающегося макрофотографией и пейзажной съемкой, он имел один большой недостаток — из-за его не совсем удачного конструктива и массивности штатив прибавлял в весе и имел большие габариты, чем модель 190XB. Собственно, вот эта разница:
Новая модель штатива Manfrotto 190XB

Manfrotto 190XPROB

Manfrotto 190XB

Manfrotto 190XB

  • Старые версии штатива имели необходимую в условиях низких температур неопреновую накладку на верхнее колено штатива. Этот безусловный плюс в холода превращался в самый большой минус при съёмке в дождь — накладка активно впитывала в себя дождевую воду и достаточно долга сохла, плюс к этому, по мере высыхания, она активно набирала грязь и пыль.

  • Достаточно жесткие и короткие клипсы фиксации ног штатива. Мало того, что они требовали больших усилий (что не совсем удобно в морозный день - когда пальцы итак не гнуться) так и угол, на который приходилось их открывать, составлял не менее 90 градусов, что делает сборку и установку штатива не самым оперативным процессом.

Тем не менее, сам штатив старой версии был всегда исключительно надежен, а приведённые мной недостатки присущи практически всем штативам всех ценовых диапазонов и всех брендов. Учитывая невысокую стоимость и исключительные качество и надёжность, старый штатив 190XPROB был, пожалуй, одним из лучших в своем роде и не раз выручал меня в сложных съемочных ситуациях.

Теперь я хочу поделиться с Вами своими впечатлениями от нового штатива 190 серии. На первый взгляд, начинающему фотографу достаточно сложно оценить все новшества, созданные разработчиками этого продукта. Для испытания таких решений на практике необходимо иметь достаточно обширный опыт как в предметной, так и пейзажной фотографии, а также иметь большой опыт в эксплуатации других серий и марок штативов. С этим у Вашего покорного слуги все в полном порядке — 15 лет пейзажной съемки и 10 лет активной работы в жанре предметной фотографии (каталожная съемка) дают о себе знать. А уж сколько штативов загублено…

Первая техническая инновация и она же — преимущество нового штатива — полностью переработанный узел позиционирования центральной колонны. Он стал складным, то есть в обычном вертикальном положении центральной колонны он полностью утоплен в плечах штатива. Это позволило значительно сократить габариты самого узла поворота. Я бы даже сказал не сократить габариты, а использовать освободившееся пространство для удлинения ног штатива — его максимальной рабочей высоты. Что, согласитесь, весьма важно: в сложенном состоянии оба штатива (старая и новая версия) имеют одинаковые габариты, но их максимальная рабочая высота будет разной в пользу новой версии. Вот, собственно, сам узел, о котором идет речь в двух положениях:

Узел поворота центральной штанги как бы вдвигается в штатном положении в плечи штатива. Единственный нюанс - при операции складывания поворотного узла требуется совмещение специальных меток нанесенных на красную втулку и сами плечи штатива. Мне кажется это больше дело привычки, к тому же незначительная плата за снижение веса и габаритов штатива, которую можно даже не заметить.

Сам узел выполнен очень аккуратно и внушает доверие пользователю. Впрочем, другого от Manfrotto и ожидать сложно.

Второй плюс — это новая конструкция клипс на ногах штатива. Казалось бы, что тут можно изобрести нового, но в свое время Ньютон сказал - «дайте мне рычаг и опору, и я переверну мир». Что собственно и было доказано инженерами Manfrotto — ребята удлинили сами клипсы и поменяли угол их открытия, изменив саму опору клипсы. Описывать в подробностях нет никакого смысла, проще сказать, что это дало нам фотографам: форма клипс позволит открывать их не только в перчатках, но даже в военных рукавицах (а суровой русской зимой я их очень уважаю), само усилие на открытие и закрытие клипс теперь минимально, угол поворота манеток на клипсах около 45 градусов (точно не мерил, но думаю это не принципиально), что позволяет здорово экономить время на сборке штатива. Тут наверно стоит уточнить один нюанс, кому-то может показаться, что оперативная сборка штатива - вещь вообще не нужная, то я не соглашусь с Вами. Тот, кому приходилось снимать на стройках, в густом тростнике или просто в неухоженных диких лесах, изобилующих мелкой порослью, меня сразу поймут: перенести несобранный штатив с места на место в таких условиях весьма нетривиальная задача (вы зацепитесь ногами штатива за все, что только можно), а просто для тренировки собрать и разобрать штатив 30-40 раз кряду (собранный штатив в таких условиях многократно проще переносить к новой намеченной съемочной токе) сразу выявит необходимость экономии сил и минимизации Ваших телодвижений. Вот это ноу-хау Manfrotto:

Тут видно, что верхняя клипса открыта, а нижняя зафиксирована — поразительно малый ход. И ещё хотелось бы обратить внимание на то, что сами клипсы очень близко расположены друг к другу, это позволяет открывать их одновременно одной рукой все сразу (все три секции штатива раскладываются одним движением).

Третий аргумент, заставивший меня, не задумываясь, сменить старую версию штатива на новую — это наличие в новой версии места для крепления «третьей руки фотографа». Все просто до безобразия. Мало того, я удивляюсь, почему этого раньше никто не сделал — польза от такого решения так очевидна. На основании плеч штатива производитель устроил дополнительную штативную резьбу!

Назначение такой опции для бывалого макрушника или пейзажиста очевидны: крепление зонта от дождя или солнца, крепление гибких держателей (часто клипсы с длинным гибким держателем держать отражатели в студии) для фиксации предметов съемки (например, качающегося от ветра стебля цветка), удержание дополнительной вспышки или отражателя, возможность ввернуть небольшой монопод для обеспечения дополнительной точки опоры в сложных условиях съемки… Да много чего полезного можно закрепить на штатную штативную резьбу. Это просто чудо эргономики. Мало того, я подумываю испытать свой Short Carrying Tripod Strap (специальная система крепления камеры на пояс и вообще ко всему, что движется — наберите в интернете, увидите), это позволит мне крепить штатив на пояс или носить его через плечо в исключительно вертикальном положении, что опять же полезно в непролазных местах.

Очередное преимущество, главный козырь для любителей комфорта и просто практичных ребят — новый материал для покрытия верхних секций ног штатива. В новой модели для этих целей применятся резиновое покрытие, как на объективах. Мало того, что теперь ему не страшна вода, так и по тактильным ощущениям это весьма прочное и благородное покрытие. Кстати вряд ли оно будет выкрашиваться со временем, как старые неопреновые ручки.

Пятая инновация, не являющаяся революционной, но символизирующая собой проявление заботы о бедном нашем брате фотографе со стороны компании Manfrotto — это новые замки, фиксирующие угол отклонения ног штатива. Конечно, они симпатичные и приятны на ощупь, но самое главное состоит в том, что замки больше не будут цепляться за ремни и прищемлять одежду фотографа при переноске штатива — запоры теперь не торчат в сторону и вверх, как на старых версиях, а встроены заподлицо и открываются не нажимом, а смещением их вдоль ноги штатива.

И напоследок, приятная мелочь — теперь не надо искать кнопку для смены положения центральной штанги в узле поворота штатива. Она теперь замечательного красного цвета и стала более выпуклой и информативной. Для бывалого пользователя штативами Manfrotto это несущественная деталь, но для новичка будет очень наглядной и полезной новинкой.

Подводя итог моего обзора, хочется сказать, что практически все новые решения этого штатива пошли ему на пользу и сделают его еще более популярной моделью, чем предшественник. Если бы каждый производитель фотооборудования относился к своему делу так серьёзно, как Manfrotto, то хороших снимков было бы только больше, а положительные эмоции от процесса съемки продлевали бы жизнь среднестатистического фотографа лет до двухсот. Удачи моим коллегам и спасибо всем за то, что прочли мою статью — значит, писал не зря.

Автор статьи: Сергей Отрошко

Дата публикации: 26.02.2014
Комментировать
User
Сергей Отрошко

Другие статьи рубрики

Показать больше статей