Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Морской пейзаж: как фотографировать море без штатива

Дата публикации: 22.01.2015

Недавно мы говорили о съемке моря на длинной выдержке, получая загадочные фотографии с размытой от собственного движения водой. Сегодня хочется рассказать о другом подходе к съемке морского пейзажа.

Морской пейзаж: как фотографировать море без штатива NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 400, F14, 1/80 с, 35.0 мм экв.

Выбор настроек фотоаппарата для съемки моря, рассчитываем выдержку

Сглаживая воду на длинной выдержке, фотограф лишает свой кадр характерной фактуры волн и воды. Иногда, конечно, в этом есть смысл, но не всегда. К тому же, красивые и четкие волны с брызгами могут отлично подчеркнуть динамику в кадре. Ведь динамика, ощущение движения при съемке пейзажа — очень интересная тема. Этим может похвастаться далеко не каждый пейзажный снимок, а между тем, динамика может привлечь внимание зрителя к фото, лучше показать состояние природы. Еще один плюс съемки волн на коротких выдержках — возможность делать это без штатива и каких-то специальных светофильтров. Ведь фотографировать придется с вполне привычными настройками, с выдержкой в районе 1/30 - 1/1000 с.

Чтобы вода в кадре была не просто “кашей” из мелких волн или ряби, лучше снимать более-менее крупные волны. Фактуру волн отлично подчеркнет вечернее или утреннее освещение. Оно же даст интересные блики на поверхности воды. Разумеется, при съемке штормовых волн нужно помнить о технике безопасности.

Фотография, сделанная на длинной выдержке. Волны размылись. Но кто сказал, что это всегда идеальный вариант для съемки моря?

Фотография, сделанная на длинной выдержке. Волны размылись. Но кто сказал, что это всегда идеальный вариант для съемки моря?

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 13 с, 50.0 мм экв.

Поймать удачную фазу движения волн не так-то просто. Скорее всего с первого раза это не получится: будет множество не слишком эффектных снимков. Запечатлеть подходящий момент поможет серийная съемка. Я сделал порядка 25 кадров, из них я выбрал тот, где волна набегает на скалы и разлетается вокруг брызгами.

Промежуточный вариант между четкими и размытыми волнами тоже имеет право на существование. На выдержках в районе 1/20 — 1 с волны частично размоются и могут приобрести необычную форму, чем-то похожую на перья. Но для съемки на таких выдержках уже потребуется штатив, иначе кадр будет испорчен “шевеленкой”: смазом всего изображения из-за дрожания камеры в руках.

Промежуточный вариант между четкими и размытыми волнами тоже имеет право на существование. На выдержках в районе 1/20 — 1 с волны частично размоются и могут приобрести необычную форму, чем-то похожую на перья. Но для съемки на таких выдержках уже потребуется штатив, иначе кадр будет испорчен “шевеленкой”: смазом всего изображения из-за дрожания камеры в руках.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 250, F9, 1/3 с, 35.0 мм экв.

Выбираем оптимальную фотокамеру для фотографии моря

Какую фототехнику выбрать для такой съемки? Подойдет совершенно любая фотокамера. Чтобы была возможность настраивать выдержку, лучше чтобы камера могла снимать в режиме S (приоритет выдержки) или М (ручной). Эти режимы помогут вам в должной степени проконтролировать процесс съемки.

Оптимальным вариантом будет зеркальная фотокамера: она позволит добиться прекрасного качества снимков. Подойдет любая зеркалка: и бюджетный Nikon D3300, и более дорогие модели, которые обеспечивают скоростную серийную съемку, например Nikon D7100 или Nikon D750. Объектив желательно иметь широкоугольный, чтобы показать весь пейзаж, а не только его фрагменты. Тут подойдет даже “китовый” 18-55 объектив на минимальном зуме. Если хочется более качественного и четкого изображения, лучше воспользоваться более продвинутой оптикой. Для камер с матрицей APS-C есть отличный широкоугольник Nikon AF-S 10-24mm F/3.5-4.5G ED DX NIKKOR. Из полнокадровой оптики можно предложить Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor (этот объектив использовал я), Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED.

Что касается параметров съемки, я советую отталкиваться от параметров выдержки. Нужно экспериментальным путем найти выдержку, при которой волны будут выглядеть наилучшим образом. При этом увлекаться излишне короткими выдержками тоже не стоит: при них в камеру попадет гораздо меньше света. А значит, придется снимать на завышенном ISO (появятся шумы на фото) или открывать диафрагму (может не хватать глубины резкости). Для своего фото я выбрал выдержку в 1/80 с. Это позволило мне снимать пасмурным вечером при ISO100, закрыв диафрагму до F10.

По собственному опыту могу сказать, что волны интереснее всего снимать не фронтально, “в лоб”, а сбоку. Чтобы уходящая вдаль линия волны показывала всю ее красоту, а заодно выражала линейную перспективу, объем на фото. Чтобы увидеть волну под таким углом, лучше фотографировать море с пирса или с какого-нибудь мыса. Чтобы кадр выглядел содержательным и интересным, стоит найти передний план: скалу, ветку, часть того же пирса. На него же можно фокусироваться при съемке.

Дата публикации: 22.01.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей