Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Три способа фокусировки при съёмке пейзажа

Дата публикации: 14.09.2015
Три способа фокусировки при съёмке пейзажа

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Как правильно фокусироваться при съёмке пейзажа? Фотографы-пейзажисты предлагают различные варианты. Я использую три способа. Кстати, все они будут работать лишь тогда, когда камера установлена на штатив. Штатив открывает перед фотографом все творческие возможности пейзажной фотографии: съёмка на длинных выдержках, ночная и вечерняя съёмка немыслимы без штатива.

1. Автоматическая фокусировка с дальнейшим перестроением кадра

При съёмке пейзажа очень часто случается так, что объекты переднего плана, на которые обычно и производится фокусировка, оказываются за пределами доступных точек фокусировки. При фазовом типе автофокуса (через оптический видоискатель зеркальной камеры) все датчики обычно собраны ближе к центру кадра, тогда как периферия кадра остаётся непокрытой ими. А ведь именно на периферии зачастую и располагается передний план. Как же быть?

Включим режим покадровой фокусировки AF-S, скомпонуем кадр так, чтобы объекты переднего плана находились по центру, и сфокусируемся на них с помощью автофокуса. После этого отключаем автофокус и перекомпоновываем кадр так, как нам хочется.

Почему после фокусировки нужно обязательно отключить автофокус? Чтобы он не занимался перефокусировкой каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку спуска. Иначе опять придётся перекомпоновывать кадр, фокусироваться по центру и снова возвращать правильную компоновку. А поскольку камера стоит на штативе, это будет вдвойне неудобно. Объекты в пейзаже вряд ли будут от вас «убегать», перефокусировка вам не понадобится до тех пор, пока вы не смените ракурс съёмки или не перейдёте на другую точку.

Итак, наша камера сфокусирована на нужной дистанции, и мы можем снимать. А можем, если хочется, уже вручную подкорректировать фокус. Вспомним, как распространяется глубина резкости от точки фокусировки. Она проходит в обе стороны от неё: как в направлении от нас (вдаль), так и в направлении к нам. Соответственно, для максимально рационального использования ГРИП фокусироваться лучше не на ближайшем объекте в кадре, а чуть за ним.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сфокусировав объектив один раз, я отключил автофокус и занялся более интересными вещами. Я ловил в кадр волны и экспериментально подбирал выдержку, при которой они будут смотреться наиболее интересно и динамично.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сфокусировав объектив один раз, я отключил автофокус и занялся более интересными вещами. Я ловил в кадр волны и экспериментально подбирал выдержку, при которой они будут смотреться наиболее интересно и динамично.

2. Наводка на гиперфокальное расстояние

Фотограф может сразу отключить автофокус, наведя аппарат вручную на определённую дистанцию съёмки. Такой способ даже более корректен. Почему? Потому что в пейзаже рациональнее не наводиться на какой-то конкретный объект, а добиваться максимальной глубины резкости.

Максимальную глубину резкости может обеспечить наводка на гиперфокальное расстояние. Что такое гиперфокальное расстояние и как его рассчитать — рассказано в одном из наших уроков. Данный способ фокусировки станет для вас самым простым, если у вас есть объектив со шкалой дистанций фокусировки и вы рассчитали гиперфокальное расстояние. Для расчёта гиперфокального расстояния я беру на съёмку смартфон с установленным приложением — калькулятором ГРИП. Это же приложение умеет рассчитывать и гиперфокал.

Объектив Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor со шкалой дистанций фокусировки. Для этого способа фокусировки особенно удобны объективы, имеющие шкалу дистанций фокусировки, ведь по ней вы и будете наводиться на резкость.

Объектив Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor со шкалой дистанций фокусировки. Для этого способа фокусировки особенно удобны объективы, имеющие шкалу дистанций фокусировки, ведь по ней вы и будете наводиться на резкость.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Ручная наводка объектива на гиперфокальное расстояние позволила добиться максимальной глубины резкости: в неё попали как травы, находящиеся в считаных сантиметрах от меня, так и горы на фоне.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Ручная наводка объектива на гиперфокальное расстояние позволила добиться максимальной глубины резкости: в неё попали как травы, находящиеся в считаных сантиметрах от меня, так и горы на фоне.

3. Автоматическая фокусировка в режиме Live View

Такой способ даёт возможность наводиться в любой области кадра, даже на его периферии. Экран Live View удобен тем, что позволяет видеть нужную экспозицию кадра ещё до того, как он будет снят. На этот же экран можно вывести электронный уровень. Плюс по экрану удобно визировать кадр, снимая с нижних точек съёмки: не придётся ложиться на землю животом, дабы заглянуть в видоискатель. Просто идеальное сочетание для пейзажного фотографа!

Режим Live View отлично работает во всех современных фотокамерах Nikon. Пожалуй, единственный минус Live View для пейзажной съёмки заключается в том, что этот режим быстро расходует заряд батареи. А ведь пейзажные съёмки часто проходят вдали от розеток, и необходимо очень экономно расходовать ресурс батареи. Поэтому на съёмки, проходящие вдалеке от источников электричества, я беру несколько запасных аккумуляторов.

Дата публикации: 14.09.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей