Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Коммерческая репортажная фотография: как снимать

Дата публикации: 22.05.2008
Коммерческая репортажная фотография: как снимать

Коммерческая фотография — это ремесло фотографа. Здесь нет того простора, который дают творческие и художественные съемки: фотограф зажат в узкие рамки задачи, поставленной заказчиком. Но именно этим и интересна коммерческая фотография. Она требует от фотографа максимального профессионализма и понимания того, что и как он делает.

Здесь мне хотелось бы рассказать об основах коммерческой репортажной съемки — от общения с заказчиком и построения съемочного процесса до советов по работе на мероприятии и нюансов подачи материала клиенту. Те детали, которые нужны начинающему фотографу как базис, на который будут ложиться знания, приходящие с опытом.

Итак, что такое коммерческий репортаж?

Можно выделить три основных направления в коммерческих репортажных съемках:

  • Свадебный репортаж
  • Съемка корпоративных праздников, презентаций и прочих подобных мероприятий
  • Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач

Каждое из этих направлений имеет свои особенности и нюансы в работе. О них мы поговорим ниже, а пока попробуем ответить на очень важный вопрос: в чем же главное различие репортажной фотожурналистики и коммерческих репортажных съемок? Есть три основных отличия.

  1. Задача фотографа

В репортажной фотожурналистике фотограф показывает свое видение ситуации. Его задача состоит в том, чтобы сделать кадр, который максимально полно отразит картину происходящего. Кадры должны «цеплять» зрителя. И зачастую это достигается акцентированием внимания на социальных проблемах и эксплуатацией «вечных тем»: старики, дети, насилие…

Главная задача коммерческого фотографа — снять так, как это хочет видеть клиент. Ваши фотографии должны излучать позитив. Снимаете ли вы корпоратив, свадьбу или делаете репортаж со съемок клипа, ваша задача — сделать яркие кадры, показать сочные цвета, радость и веселье. Весь негатив должен исключаться на стадии отбора материала. Будь то чрезмерно пьяный офисный клерк или повалившиеся декорации. Заказчик этих вещей видеть не должен. Запомните: главный message ваших кадров — «праздник удался».

  1. Смысловая нагрузка

В фотожурналистике качеством фотографии можно поступиться ради смысловой нагрузки кадра. Достаточно посмотреть на многие фотографии-лауреаты премии World Press Photo, и вы убедитесь в этом. В коммерческом репортаже это практически исключено. Ваши фотографии должны быть сделаны на высочайшем уровне репортажного качества. Единственное, ради чего возможно пожертвовать качеством, — эмоциональная составляющая кадра. Если вам удалось поймать потрясающе эмоционально-позитивный момент, тогда можно простить огрех по резкости или композиции. Но это должен быть исключительный случай.

  1. Количество

Если для журнального репортажа фотограф предлагает к публикации 30–40 кадров, из которых редактор потом выбирает 5–10, то при коммерческой съемке ваш «стандарт» — 200–300 кадров, а если позволяют условия (например, много гостей, разнообразная программа мероприятия) — то 400–500. И все эти кадры должны быть одинаково качественными. Именно стабильность качества фотографий — обязательное требование к коммерческой съемке.

Думаю, вы уже поняли, что коммерческая репортажная фотография — это совершенно обособленный жанр, имеющий массу своих особенностей и нюансов в работе. Именно о них и поговорим подробнее.

Итак, попробуем разобраться с тремя основными направлениями репортажной съемки.

Свадебный репортаж

По сути, на свадьбе есть три основных действующих лица:

  • молодожены;
  • гости;
  • артисты.

Ваша задача — не просто отснять этих людей, но и запечатлеть их общение, взаимодействие. Если вы снимаете маму/папу/дедушку/шурина невесты в момент произнесения тоста — кроме крупнопланового портрета обязательно сделать общий план гостя и молодоженов, в идеальном варианте — кадр, где они обнимаются, улыбаются, дарят подарки, цветы или чокаются бокалами.

Кстати, о бокалах. Иногда случается так, что гости за столом не очень активно общаются между собой или вообще уткнулись в свои тарелки. Тогда стоит подойти и попросить их дружно поднять бокалы и, чокаясь, улыбнуться. Не забываем о главном правиле — «праздник удался».

Если вы снимаете выступление артиста, обязательно запечатлейте реакцию молодоженов и гостей на представление — улыбки, заинтересованные взгляды, аплодисменты.

Корпоративная съемка

Во время съемки корпоратива важно помнить самое главное: корпоративный праздник — это имиджевое мероприятие для служащих компании. А значит, вы должны запечатлеть все имиджевые атрибуты на этом празднике — «звездных» артистов, красивые декорации, оригинальные развлечения, предложенные гостям. В общем, показать все то, на что были потрачены деньги компании. Старайтесь строить композицию так, чтобы по возможности запечатлеть в кадре логотип компании и название самого мероприятия.

Сделайте несколько абстрактных кадров: красивая деталь интерьера, гастрономические изыски на столе или интересное световое шоу. Такие кадры хорошо подходят для оформления буклетов и статей внутрикорпоративного журнала.

Ну и, конечно, не забываем о позитиве — ваши фотографии должны показывать, что сотрудникам компании весело, они радуются празднику и жизни в целом, а деньги компании потрачены не зря.

Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач

Самая большая сложность работы фотографа на съемочной площадке — сделать интересный репортаж, не помешав самому съемочному процессу. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  • Перед началом съемки обговорите с оператором «мертвые зоны», то есть места, откуда вы можете спокойно снимать без риска оказаться в кадре.

  • Обязательно обговорите возможность использования вспышки. Как правило, использовать вспышку на съемочной площадке нельзя по понятной причине — отсвет будет заметен в кадре. Поэтому самый лучший вариант для фотографа — это съемка во время репетиций. Очень часто и киношники, и телевизионщики репетируют сцену перед съемкой на камеру, а значит, вспышка никому не помешает и вы сможете спокойно работать.

  • Не стоит забывать о золотом правиле фотографов: хорошая репортажная фотография должна отвечать на три вопроса — «Что? Где? Когда?». Поэтому старайтесь выстраивать кадр так, чтобы в нем присутствовали атрибуты съемочной площадки — камеры, микрофоны и пр.

  • Кроме фотографий самого съемочного процесса обязательно сделайте фотографии «бэкстейджа» — работы визажиста с актерами, постановки света, общения режиссера со съемочной группой.

С направлениями съемки мы разобрались. Теперь поговорим о том, как следует организовывать общение с заказчиком, о каких нюансах не стоит забывать во время съемки и в каком виде лучше преподнести готовый материал клиенту.

Что следует обсудить с клиентом заранее?

  • Гонорар

Точные цифры называть бессмысленно — каждый сам назначает себе цену. Важно понять, из чего складывается бюджет съемки:

  • Ваша работа

Как правило, фотограф назначает сумму за определенное количество часов работы (например, 3, 5 или 7) и сумму за каждый последующий час съемки.

  • Оборудование

Если для съемки вы считаете необходимым использовать дополнительное оборудование — еще одну камеру, различный дополнительный свет и прочее, обязательно укажите это в смете. Не забывайте: все должно стоить своих денег. Любое дополнительное оборудование — это в любом случае дополнительные расходы для вас. Берете ли вы его в прокат или работаете со своим — вы тратите или свои деньги, или ресурс работы своего оборудования. И ваш заказчик должен это понимать. Также это касается работы ассистента. Если на съемке вам необходим ассистент — обязательно укажите его гонорар в смете.

  • Дополнительные услуги «на выходе»

Ретушь фотографий, виньетирование, печать и другие дополнительные услуги. Цена этих работ должна быть обязательно обговорена с клиентом и присутствовать в смете.

  • Количество людей на мероприятии

Предельное количество людей, которое качественно и разнообразно сможет снять один фотограф, — 200 человек. Если людей на мероприятии больше, второй фотограф просто необходим.

  • Индивидуальные моменты съемки

Это вещи, которые, как правило, обговариваются на месте, непосредственно перед началом мероприятия. Так, например, среди гостей могут быть VIP-персоны, снимать которых нельзя, или наоборот — нужно делать кадры именно с ними. Всегда обговаривайте этот момент с организаторами. Хороший организатор сам вам скажет об этом, но далеко не все организаторы — профессионалы в своем деле, да могут и просто забыть. А в минус это в любом случае пойдет вам. Некоторые выступления артистов нельзя снимать со вспышкой. Например, жонглеров вспышка сильно отвлекает. Поэтому такой момент также стоит обговорить заранее. По приезде на мероприятие важно определить, с кем именно из организаторов вы работаете. Иногда во время съемки возникают сложные, спорные моменты, и вам надо точно знать, к кому обращаться за решением вопросов.

Работа на мероприятии

На мероприятие всегда приезжайте заранее, оптимально — за полчаса. Этого времени вам вполне хватит, чтобы осмотреть место проведения и «пристреляться» к освещению. А заодно выяснить у организаторов точный план мероприятия и моменты, которые особенно важны для заказчика.

Работая на празднике, всегда помните, что люди пришли отдыхать и веселиться. Работайте ненавязчиво, никогда не нарушайте интимности беседы гостей. Лучше всего искать ситуации, когда гости сами рады сфотографироваться. Например, если вы видите дружеские объятия старых знакомых — предложите им сделать фотографию. Уверен, они будут только рады.

На репортажных съемках (особенно при плохих условиях освещения) зачастую встает проблема: шумы или резкость/яркость картинки. В случае с коммерческими съемками пожертвовать придется шумами. Во-первых, шумы проще убрать при обработке фотографий, нежели, например, избавиться от «шевеленки», а во-вторых, шумы — это вторичная вещь, которую замечает клиент. Если картинка сочная, яркая, резкая, все отлично, клиент будет доволен.

Отдельная тема — это работа со вспышкой. Вспышка — один из необходимых инструментов работы репортажного фотографа. 90% съемок проходят с использованием вспышки — или как основного источника света, или как дополнительного заполняющего света.

Идеальные условия для работы со вспышкой — низкие, белые потолки. Тогда переотраженный свет вспышки от потолка равномерно ложится по всему кадру. Но на практике подобные условия встречаются не часто, поэтому были придуманы две очень удобные и нужные вещи — отражатель и рассеиватель.

Отражатель нужен для отражения и равномерного распределения света, когда для этого нет естественных условий. Но у отражателя есть один серьезный минус: при съемке с близкого расстояния на голове человека может появиться пересвет, поэтому отражатель лучше всего использовать не в прямой близости от объекта съемки. Рассеиватель на вспышку действует по принципу софтбокса — рассеивая свет, он размягчает его, и это дает возможность снимать «в лоб». Для съемки в темных помещениях — совершенно незаменимая вещь. Как правило, каждый фотограф выбирает то, что ему удобнее использовать в работе, но лучше всего иметь с собой оба этих аксессуара.

Также для работы со светом вспышки можно использовать цветофильтры для «утепления» картинки и «кальку» для дополнительного рассеивания и смягчения света — это поможет избежать сильных пересветов.

Материал «на выходе»

Очень важно не только отснять качественный материал, но правильно преподнести его клиенту.

Начнем с обработки

Качественная обработка — это то, что поможет вашим фотографиям выделиться среди материала массы других фотографов.

Каковы главные требования к обработке репортажных фотографий?

  • Натуральные цвета

Прежде всего это касается цвета кожи. Для получения реалистичных, красивых цветов нужно правильно выбрать RAW-конвертор, который сможет выдавать картинку, наиболее схожую с реальностью. На данный момент это программа Capture One, так как ICC-профили, которые она использует, наиболее адекватно передают цвета.

  • Резкость

Ваши фотографии должны быть максимально резкими. Как правило, при обработке можно «вложить» побольше резкости, так как надо помнить, что эти фотографии, скорее всего, пойдут в печать в небольших форматах (10 x 15, 15 x 22), а значит, небольшая чрезмерность в резкости будет незаметна, зато картинка будет «звенеть».

  • Сочная, яркая картинка

Фотографии должны по-настоящему радовать глаз, а значит, быть светлыми, яркими, цвета должны быть сочными и насыщенными. Старайтесь немного увеличивать контраст на фотографиях, и в большинстве случаев вы получите более «вкусную» картинку. При работе с цветами и цветовой температурой есть один важный нюанс: всегда делайте картинку «теплой». Психологически «теплые» цвета — желтый, оранжевый и т. п. — воспринимаются позитивнее, нежели «холодные» — синий, зеленый и прочие. Всегда учитывайте это при обработке фотографий.

Одна из главных особенностей обработки репортажного материала — это работа с большим объемом фотографий. А чтобы добиться качества при больших объемах материала, нужно делать пакетную обработку фотографий. Это значит, что мы устанавливаем общие настройки для всех фотографий и запускаем «обработку». Как правило, всю обработку можно сделать в том же Capture One, но для некоторых случаев лучше еще дополнительно использовать Photoshop, чтобы уже обработанный материал «прогнать» через, например, фильтры увеличения резкости в Photoshop с помощью «экшнов».

У большинства корпоративных, свадебных и других репортажных съемок есть одна общая особенность. Фотографии на них делаются исключительно «на память», а значит, печататься они будут форматом не больше 15 x 22 см. Что нам это дает? Чем меньше фотография, тем меньше видны шумы и огрехи по резкости, и, соответственно, можно сделать картинку ярче и насыщеннее, не опасаясь появления лишних шумов. Важно только обговорить этот момент с заказчиком: иногда клиенту нужны фотографии в максимальном разрешении.

Подача материала клиенту

Очень важно правильно преподнести ваши фотографии заказчику. Конечно, вы можете просто записать фотографии на диск и передать клиенту. Ничего страшного в этом нет. Но если вы хотите «завязаться» с клиентом и в дальнейшем получать от него заказы — надо поработать над «фантиком». Сделайте обложку коробки диска и напечатайте картинку на сам диск. Необязательно создавать шедевры дизайнерского искусства. Сделайте просто приятную, симпатичную обложку, и заказчик это оценит. Более того, из этого можно получить также и финансовую прибыль. Просто при передаче диска клиенту скажите, что за дополнительную плату вы сможете сделать еще несколько копий такого диска. Как показывает практика, многие клиенты соглашаются.

Хотя в последнее время некоторые агентства, с которыми я работаю, стали выставлять подобную обложку как обязательное условие при сдаче материала. Но эти агентства готовы платить гонорары, при которых они могут ставить такие условия.

Существует два простых правила, которые следует соблюдать, отдавая диск клиенту:

  • Пронумеруйте фотографии. Названия файлов фотографий в виде DSC 4007 выглядят некрасиво и неудобно.

  • На диске сделайте две папки: одну для полноразмерных фотографий, а другую для превью. Дело в том, что большой объем полноразмерных фотографий просматривать на обычном компьютере не очень удобно, а превью можно посмотреть быстро и комфортно. А если понадобится — то и намного быстрее переслать по интернету. Помните, комфорт работы клиента с вами напрямую влияет на дальнейшие заказы съемок.

Возможно, некоторые вещи, о которых я написал, могут показаться незначительными и не стоящими внимания. Но именно от этих мелочей, от внимания к клиенту, от вашего профессионализма в самых незначительных вещах и зависит ваша конкурентоспособность. Сейчас на рынке репортажной фотографии работает масса фотографов. Но проблема в том, что именно в среде коммерческих репортажных съемок особенно часто встречаются фотографы, далекие от профессионального уровня работы, что не мешает им брать с заказчика приличные гонорары.

Единственный способ, которым возможно «вытеснить» таких «профессионалов» с рынка, это показать заказчику действительно качественную работу. И мой опыт общения с клиентами показывает, что постепенно это происходит. Клиент «растет», он начинает видеть уровень работы фотографа, понимает, что хорошая работа должна стоить своих денег. И это не может не радовать.

Дата публикации: 22.05.2008
Комментировать
User
Саша Свет

Начав работать дизайнером, Саша постепенно пришел в профессиональную фотографию. Публиковался во многих известных изданиях: Rolling Stone, «Медведь», «ProСпорт», De I, «Взгляд» и других.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей