Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Лучшие камеры Nikon для плёночной фотографии

Дата публикации: 02.09.2021

Почему плёночная фотография до сих пор имеет столько приверженцев? Дело здесь не только в особой картинке, «зерне» и цветопередаче — всё то же самое можно получить и путём обработки цифровых фото. В плёночной фотографии важен не столько результат, сколько процесс съёмки. В нём есть интрига, азарт. Мы не можем сразу после съёмки увидеть получившиеся кадры. И это томительное ожидание, когда же плёнка проявится, а потом разглядывание получившихся или неполучившихся кадров (в любой азартной игре можно проиграть!) — важнейшая часть процесса.

Лучшие камеры Nikon для плёночной фотографии

Съёмка на плёнку «воспитывает» фотографа, заставляет думать над каждым кадром, внимательнее относиться к сюжету и композиции. Поэтому это полезно ещё и для обучения фотографии.

Какую же камеру выбрать, чтобы прикоснуться к волшебству плёночной фотографии? Мы составили список плёночных фотоаппаратов Nikon, доступных сегодня на вторичном рынке.

Различных моделей фотокамер даже у одного бренда Nikon великое множество, и сейчас, спустя время, различия в их характеристиках уже не столь заметны, как раньше. Поэтому мы решили объединить модели по категориям. Прежде всего стоит выбрать класс техники, с которым вы хотите работать, а уже после — конкретную модель. И выбирать её лучше не только по техническим характеристикам, но и по состоянию конкретного экземпляра! Ведь мы будем иметь дело с бывшей в употреблении аппаратурой. За те же деньги лучше выбрать камеру попроще, но в лучшем состоянии, чем плохо сохранившийся аппарат топового класса.

Компактные фотоаппараты

В чём прелесть компактов? Они небольшого размера. Такую камеру легко положить в маленькую сумку или просторный карман. Point and shoot («навёл и снял») — так называются подобные камеры. Это же и их философия использования. Хоть некоторые компакты и позволяют настраивать параметры съёмки, во главе угла тут авторежим и съёмка без технических заморочек. Наводим, снимаем, получаем живые и динамичные кадры. А ещё у компактов несменный объектив, и это достоинство и недостаток одновременно. Не получится поставить на камеру портретный объектив, телевик или сверхширик, придётся снимать тем, что есть. Но конструкция с неснимаемым объективом проще, компактнее. Приобретение рoint-and-shoot камеры не предполагает дополнительных затрат на сменные объективы. Поэтому такой аппарат выгоднее с точки зрения экономии бюджета. Общая рекомендация такова: лучше выбирать компактные аппараты без зума, с объективами-фиксами. Почему? Во-первых, зум не укладывается в философию динамичной съёмки рoint-and-shoot, а во-вторых — это самая часто ломающаяся вещь в таких аппаратах, и велик риск того, что плёночный компакт с зумом быстро выйдет из строя.

Nikon 35ti и Nikon 28ti — великолепные компакты из титана. Модели обладают, соответственно, 35-мм и 28-мм фикс-объективами со светосилой f/2,8. Для справки: 28-мм объектив даёт такой же угол обзора, как среднестатистический смартфон на свою основную камеру. Поэтому адептам мобильной фотографии не придётся привыкать к новому творческому инструменту.

И полюбуйтесь на верхнюю грань этих камер! Какая там волшебная приборная панель со стрелками! На какой камере вы ещё найдёте такое решение? Аппараты далеко не дешёвые — предложения стартуют от 50 тысяч рублей. Зато имеют коллекционную ценность, а снимать ими крайне приятно. По ссылке — рассказ и потрясающие фото, сделанные на Nikon 28ti фотографом Yeow Chin Liang.

Nikon L35 AF — стильный компакт премиум-класса. Cегодня его можно найти за разумные деньги, предложение стартует от 10 тысяч рублей.

Аппарат имеет 35-мм объектив со светосилой f/2,8 — максимально универсальное решение! У него продвинутая система фокусировки, так что вы всегда будете знать, на какой дистанции камера сфокусировалась, благодаря индикации в видоискателе (да, по тем временам это тоже достижение для компактной камеры!). Важно, что для работы нужно лишь две обычных AA-батареи — не придётся искать редкие источники питания, как иногда это бывает со старой техникой.

Nikon L35 AF претерпел несколько «рестайлингов»: на рынке присутствует три его поколения, и все они имеют великолепный винтажный дизайн. Это шанс прикоснуться к настоящему эталону дизайна той эпохи для каждого, кто ностальгирует по восьмидесятым!

Nikon Fun Touch 3. Если говорить о самых простых компактах, которые можно купить не дороже пары тысяч рублей, то здесь надо выбирать не по моделям, а по состоянию фотоаппарата. В недорогие камеры был заложен гораздо меньший ресурс надёжности, и большинство самых недорогих фотоаппаратов уже не смогут снимать.

Среди других ограничений самых простых камер — полное отсутствие автофокуса (даже если на них красуются буквы AF), объектив просто сфокусирован на гиперфокальное расстояние. Это приводит к тому, что объекты ближе 2–3 метров будут в кадре нечёткими. В качестве референсной модели обозначим Nikon Fun Touch 3.

Механические зеркалки

Пожалуй, знакомство с настоящей фотографией начинается с более осознанной работы с камерой, когда стиль «навёл-снял» уже надоедает. И здесь на сцену выходят плёночные зеркалки, которые позволят вдумчиво работать с композицией, параметрами съёмки, точно фокусироваться и менять при необходимости объективы.

Зачем пользоваться плёночной механической зеркалкой? Это именно тот класс техники, от которого в работе фотограф получает больше всего удовольствия: тактильного, эстетического, практического. Тот самый процесс, который мы представляем, когда думаем о фотографии. Плёночной механикой рекомендуется пользоваться при обучении, чтобы понимать основные процессы, отвечающие за получение кадра. В качестве второй камеры «для удовольствия​​» такие аппараты часто встречаются у профи. А для некоторых они становятся основными творческими инструментами. Ведь фотография — это не только результат, но и сам процесс! И здесь процесс съёмки происходит наиболее аутентично и при этом просто.

Кстати, о сменной оптике. Байонет зеркальных камер Nikon F был создан в конце 50-х годов прошлого века и с минимальными механическими модификациями используется по сей день. Так что на механическую плёночную зеркалку Nikon можно поставить любой современный объектив. И наоборот: любой старый объектив — на современный аппарат. Но есть ограничение. Раз у нас камера полностью механическая, без электроники, то и на объективе все регулировки должны быть механические. Чтобы объектив был полностью совместим с плёночной механической камерой Nikon, он должен иметь кольцо для настройки диафрагмы. Этому критерию удовлетворяют все объективы, кроме тех, которые маркируются буквами G и E. И надо понимать, что на полностью механической камере нет и не может быть автофокуса — тут всё делается вручную! Благо большой и яркий видоискатель с клиньями Додена микрорастром поможет сфокусироваться быстро и точно.

Nikon F — первая зеркалка от Nikon. Легендарная камера, предок всех современных зеркалок этого бренда. Полностью механическая конструкция и возможность замены видоискателей: можно использовать классическую призму, призму со встроенным экспонометром и видоискатель шахтного типа. Камера выпускалась целых 15 лет, с 1959 по 1974, настолько успешной была эта модель! Аппарат широко представлен на вторичном рынке, его стоимость колеблется от 7 до 30 тысяч рублей.

Nikon FM, FM2 — тот же Nikon F, но без возможности смены видоискателя. Когда-то невозможность замены видоискателя была минусом, но сейчас это скорее плюс: меньше запчастей, меньше поломок. Да и камеры более современные, сохранились лучше. К тому же видоискатель Nikon FM имеет свой экспозамер: с этой камерой вы сможете настроить экспозицию без внешнего экспонометра.

Nikon FM выпускался в общей сложности 20 лет, вплоть до 1980-го года! А Nikon FM2 продержался в производстве с 1982 по 2001!

Поскольку Nikon FM и Nikon FM2 — камеры полностью механические, они сохраняют свою работоспособность, даже если батарейки в экспонометре сядут. В отличие от Nikon FE, где уже используется электронный затвор и для работы камеры необходим источник питания.

Такая камера — отличный выбор для фотографа, снимающего на плёнку. Она доступна по цене (от 7 тысяч рублей за Nikon FM и 20 за Nikon FM2) и максимально удобна в использовании, а её дизайн считается абсолютной классикой. Его элементы и сейчас встречаются в камерах разных производителей.

Nikon FM3a — последняя модификация классической плёночной механики Nikon. Выпускалась уже в XXI веке (2001–2006 гг.) и носила статус нишевого продукта с особым ностальгическим дизайном. Вероятно, это первая камера, созданная специально для ценителей классической фототехники. За ней последуют такие камеры, как Nikon Df и Nikon Z fc, о которой мы ещё расскажем. Nikon FM3a — самая современная модель среди плёночных механических камер Nikon, а значит и самая хорошо сохранившаяся. Но при этом и самая дорогая: цены на неё начинаются от 50 тысяч рублей.

Плёночные зеркалки с электронным управлением

Упомянем плёночные фотокамеры последнего поколения, выпускавшиеся вплоть до середины 10-х годов нашего века. Они хороши и с функциональной точки зрения, да и в плане управления практически идентичны цифровым зеркалкам — переучиваться не придётся!

В этих аппаратах имеется уже вполне развитая система фазовой фокусировки с 3 и более точками. На такой камере будет работать практически весь спектр объективов с байонетом Nikon F, кроме моделей с приводом фокусировки AF-P и экземпляров с электронным приводом диафрагмы (маркируются буквой E). Так что такую камеру можно использовать как дополнение к современной цифровой зеркалке типа Nikon D780, используя на них одинаковые объективы.

Nikon F55, F65, F75, F80, F100. Nikon F55 — самый доступный аппарат из этой серии. Настолько прост, что даже байонет у него пластиковый. С другой стороны, он располагает достаточным количеством функций, чтобы эффективно использовать его в съёмках. Почти современная автоматика, все привычные сегодняшнему пользователю настройки тут уже имеются! Цены на Nikon F55 начинаются от 3 тысяч рублей. Дальше — больше: Nikon F65, Nikon F75 — камеры любительского уровня. Доступные по цене и достаточно надёжные. Имеют металлический байонет и автофокус с 5 точками. Такая камера в хорошем состоянии обойдётся вам от 5 тысяч рублей. Именно такие модели являются наиболее предпочтительными для тех, кто выбирает первую плёночную камеру, а к полной механике душа почему-то не лежит. Nikon F80 и F100 — мощные камеры продвинутого уровня. Сегодня самое главное, что в такие аппараты был заложен больший ресурс надёжности, а значит они вам ещё послужат! Отдать за них придётся более 10 тысяч рублей.

Nikon F6 — топовая плёночная камера, рассчитанная на жёсткие репортажные съёмки. Сегодня эту нишу занимает Nikon D6. Мощная 11-зонная система автофокуса и высокая скорость серийной съёмки до 5 кадров в секунду без бустера и до 8 кадров с бустерной рукояткой. На сегодня представляет в большей степени коллекционный интерес: вряд ли кто-то всерьёз будет снимать такой камерой профессиональный репортаж, а ведь именно в этом жанре аппарат себя раскроет. Достаточно посмотреть, каковы будут затраты на плёнку, её проявку и печать. Однако, если ваш бюджет позволяет совершить такую покупку, аппарат не разочарует: это безотказный агрегат, который прослужит ещё долгие годы. На такую покупку готовьте порядка ста тысяч рублей, и не забудьте ещё столько же отложить на достойный этой камеры объектив.

Nikon Z Fc — шарм классических камер и современность

Как бы ни была хороша плёночная фотография, есть важный нюанс — цены на фотоплёнку. С плёночной техникой получается, что если даже сам аппарат обошёлся вам недорого, затраты на расходные материалы будут значительно выше цены самой камеры. А можно ли объединить атмосферу классической плёночной фотографии, где важен не только результат, но и сам процесс съёмки, с современными цифровыми технологиями? Ответом на этот вопрос стала камера Nikon Z fc. Одного взгляда на новинку достаточно, чтобы понять, чем вдохновлялись её создатели. Это же классическая механическая камера Nikon, но с цифровой матрицей внутри!

Взяв за основу DX-беззеркалку Nikon Z 50 (основные характеристики камер идентичны), создатели добавили в новую камеру классическое аналоговое управление с помощью дисков сверху камеры и такой же классический дизайн. Потеряв боковую рукоятку, аппарат стал компактнее, привлекательнее и держится в руке как тот самый Nikon F или Nikon FM. Даже шрифты были взяты те же, что использовались на старых камерах!

Важная часть работы с классической плёночной механикой — тактильные ощущения. Руки должен холодить металл, а все колёсики и переключатели иметь выверенное усилие при нажатии или повороте. С этим у Z Fc всё в порядке — работать с аппаратом приятно! Среди прочих новшеств — поворачиваемый во всех плоскостях дисплей, подходящий для съёмки с любых углов и селфи.

В дополнение к новой камере были выпущены и несколько объективов, подходящих ей по стилю. Конечно, появился китовый объектив Nikon NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR (SE) в серебристом цвете. Этот маленький объектив пусть и имеет невысокую светосилу, но в качестве стартового комплекта подходит отлично: стильный, компактный, резкий. А ещё он оснащён стабилизатором изображения — новичок с таким объективом справится вполне. Есть и компактный фикс Nikon NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE). Он отлично подойдёт к данному аппарату как по стилю, так и по философии. Удобный угол обзора, компактность, сравнительно высокая светосила.

Несмотря на свою «олдскульность» в дизайне, Z fc — очень мощный творческий инструмент. Здесь и запись видео с разрешением 4К до 30 кадров в секунду, и серийная съёмка со скоростью до 11 кадров в секунду. Автофокус по глазам людей и животных тоже в комплекте! С такой камерой можно как получить аутентичные ощущения съёмки классической камерой, так и качественные снимки, удовлетворяющие современным стандартам качества.

Заключение

Мы рассмотрели различные варианты — от плёночных компактов до цифровых фотоаппаратов, переносящих дух классической плёночной фотографии в современный цифровой мир. Какие фотоаппараты мы забыли упомянуть, на что снимаете вы — поделитесь в комментариях!

И главное, какую бы камеру вы ни выбрали, плёночную или цифровую, есть один важный момент. Не забывайте, что ею нужно снимать, а не ставить её на полку как бабушкин сервиз! Больше фотографируйте, развивайтесь в творчестве! Только так вы сможете раскрыть потенциал как техники, так и свой собственный.

Дата публикации: 02.09.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus