Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

История компании Nikon: история легенды

Дата публикации: 20.07.2017

Основание компании. Развитие

История компании Nikon: история легенды

Nikon — компания-легенда, во многом определившая развитие не только современной фототехники, но и фотографии в целом.

Официальной датой основания корпорации Nikon считается 25 июля 1917 года, когда в результате слияния трех японских фирм образовалась Nippon Kogaku K.K. А если учесть, что одна из компаний-прародителей существовала с 1883 года и уже имела немалый опыт в производстве оптики, то Nikon с его родословной смело можно ставить в один ряд с самыми аристократичными немецкими фотоконцернами.

Тем более что в японской промышленной группе поначалу не обошлось без приглашенных инженеров из Германии. Один из них, Генрих Ахт, в 1920-х разработал первый объектив компании — Flieger 500 мм f/4.5, предназначенный для аэрофотосъемки. Вообще же основной деятельностью Nippon Kogaku был выпуск разнообразного оптического оборудования для императорских военно-морских сил: от подзорных труб и биноклей до сложнейших перископов, устанавливавшихся на подводных лодках. Именно это, вероятно, во многом и сформировало внутреннюю философию и традиции компании, известной бескомпромиссной надежностью своей продукции и разумным консерватизмом.

Реклама фотоаппаратов Сanon с оптикой Nikkor, 1930-е годы
Реклама фотоаппаратов Сanon с оптикой Nikkor, 1930-е годы

В 1931 году Nippon Kogaku представила свой первый «гражданский» объектив — Anytar 120 мм f/4.5 для среднеформатных камер. В нем использовалась классическая оптическая схема Tessar, разработанная в свое время специалистами немецкого концерна Carl Zeiss. Интересно, что в 1930-х Nippon Kogaku стала выпускать оптику для фотоаппаратов Hansa Canon. Таким образом, истории Nikon и Сanon, этих инь и ян мира фототехники, переплелись еще 70 лет назад.

Nikon 1 — прародитель всех камер Nikon
Nikon 1 — прародитель всех камер Nikon
Гравировка на корпусе Nikon 1
Гравировка на корпусе Nikon 1

Плоды мирной жизни

В 1945 году, после капитуляции императорской Японии, Nippon Kogaku пришлось перековать мечи на орала. Из 19 заводов, на которых было задействовано 23 тыс. человек, остался один со штатом 1500 служащих. Cрочно был налажен выпуск мирной оптической продукции: микроскопов, телескопов, теодолитов, а заодно начались разработки фотокамер под пленку 35-мм.

Первым таким аппаратом стал Nikon 1, выпущенный в 1948 году. В этой дальномерной камере нашли отражение лучшие конструкторские идеи, уже применявшиеся в камерах Contax и Leica. От Contax взяли основной конструктив корпуса со скошенными углами и открывающейся на шарнире задней крышкой. От Leica — дальномерный механизм и горизонтальный фокальный затвор с матерчатыми шторками. В результате получился неплохой фотоаппарат, оснащенный «родным» 50-мм резким объективом.

Однако первая камера Nikon не стала пользоваться бешеной популярностью. Дело было в необычном формате кадра — 24 x 32 мм. Разработчики ориентировались на самый распространенный в то время формат фотобумаги с соотношением сторон 8:10. Но не учли тот факт, что кассеты с наиболее популярной негативной пленкой Kodak были рассчитаны на ставший уже стандартом размер кадра 24 x 36 мм.

Модели Nikon M (1950) и Nikon S (1951) внешне почти не отличались
Модели Nikon M (1950) и Nikon S (1951) внешне почти не отличались

В следующей модели — Nikon M — формат кадра изменили на 24 x 34 мм. Ну а третья дальномерка Nikon S была рассчитана на стандартный размер пленочного кадра 24 x 36 мм. Она шла в комплекте с объективом Nikkor 50/1.4, ставшим на момент выпуска самым светосильным в мире. Одновременно начался выпуск двух новых объективов Nikkor — 85/1.5 и 250/4.

Черный и желтый

Вместе с первыми фотокамерами компании впервые появилось и название Nikon. По всей видимости, его просто придумали путем подбора букв, как в свое время это было с Kodak. Также рассматривались варианты названий Nicca, Nikka, Nikoret, Niko, Nikkorette, Pannet, Bentax и даже Pentax! Последнее 11 годами позже было дано зеркальным камерам компании Asahi Optical. А в Nippon Kogaku остановились на варианте Nikon, созвучном первоначальному названию фирмы.

Позже за брендом Nikon закрепилось сочетание черного и желтого цветов, а современный логотип корпорации увидел свет в 2003 году. В нем сохранена фирменная цветовая гамма, а белые косые лучи по замыслу разработчиков призваны символизировать будущее и подчеркнуть постоянное стремление Nikon к внедрению самых передовых технологий. Желтый цвет, по уверению маркетологов Nikon, выражает размах и энтузиазм, а черный — доверие и качество.

Nikon F

Осваивая все новые области фотопроизводства, в 1959 году Nippon Kogaku выпустила свою первую зеркальную камеру Nikon F, ставшую знаковой для компании. Этот профессиональный аппарат отличался чрезвычайно продуманной модульной конструкцией, предусматривающей установку сменных видоискателей, фокусировочных экранов и мощного моторного привода для автоматической протяжки пленки. Камера не была обременена экспонометром — в те времена опытные фотографы пользовались внешними датчиками или чаще всего определяли экспозицию на глаз.

Nikon F, 1959 год
Nikon F, 1959 год
Байонет F без принципиальных изменений дожил до наших дней
Байонет F без принципиальных изменений дожил до наших дней
Nikon F2 Photomic, 1971 год
Nikon F2 Photomic, 1971 год

Для присоединения к фотоаппарату объективов был разработан легендарный байонет Nikon F-mount, который без принципиальных изменений дожил до наших дней. То есть даже первые объективы Nikkor с байонетом F можно устанавливать на самые современные цифровые зеркальные камеры Nikon. Также и большинство новых объективов Nikkor, за исключением оптики серий G и DX, будут работать на первых механических зеркалках фирмы. Такой «оптической преемственностью» помимо Nikon может похвастаться только еще один крупный фотопроизводитель — Pentax.

Кроме нескольких фикс-фокалов в 1959 году Nippon Kogaku выпустила под новый байонет свой первый зум-объектив auto Nikkor Tele zoom 85–250 мм f/4–4.5.

Надежная универсальная камера с большим парком резкой светосильной оптики, вкупе с более доступной по сравнению с немецкими аппаратами ценой, очень быстро определила выбор фотографов-профессионалов и прежде всего репортеров. Nikon F стала эталоном надежности и точности изготовления для малоформатных камер. В период с 1959 по 1974 годы было выпущено более 1 млн экземпляров этой модели, благодаря которой имя Nikon вошло в мир профессиональной фотографии.

После такого успеха новой системы к 1964 году Nippon Kogaku отказалась от выпуска дальномерных камер, сконцентрировавшись на разработке зеркальных моделей. В 1962 году появился Nikon F Photomic S — модификация Nikon F, оснащенная большим внешним CdS-фотодатчиком и экспонометром. В том же году сильно расширился парк оптики Nikon. Среди новинок были такие оригинальные линзы, как ультраширокоугольный фиш-ай, 35-мм шифт-объектив с коррекцией искажений перспективы и medical Nikkor 200 mm f/5.6 для медицинских макросъемок.

Nikon F3AF, 1983 год
Nikon F3AF, 1983 год
Nikon F3 с мотором для перемотки пленки
Nikon F3 с мотором для перемотки пленки
Nikon F5,1996 год
Nikon F5,1996 год

В 1965-м появилась модификация Nikon F c TTL-замером — как и в современных зеркалках, экспозиция замерялась в нем через объектив. Спустя два года Nikon впервые применил в своей камере центрально-взвешенный принцип экспозамера. Этот аппарат, получивший название Nikon F Photomic Tn, использовался NASA в лунных миссиях кораблей Apollo. Всего же за свою долгую историю модель Nikon F пережила не один десяток усовершенствований и доработок. В 1971 году появилась камера Nikon F2, затем F3 и так далее, вплоть до модели F6, которая была представлена в 2005 году, когда остальные производители уже вовсю сворачивали производство пленочной техники.

Светлее и резче

Камеры Nikon серии F — одни из самых харизматичных в истории фотографии. Не менее легендарными стали и объективы Nikkor. В 1960-х фирма Nikon первой начала использовать асферические линзы в серийной фотографической оптике. Это позволило создавать сверхширокоугольные и сверхсветосильные объективы, практически избавленные от оптических искажений.

В 1969 году появился объектив Nikkor GN auto 45 мм f/2.8. Имевшаяся в нем специальная GN-система (Guide Number) позволяла снимать с электронными фотовспышками без необходимости постоянно проверять соответствие диафрагмы и расстояние фокусировки по специальному калькулятору. Диафрагма автоматически изменялась в зависимости от расстояния фокусировки и ведущего числа вспышки — невиданное дело в эпоху неавтоматических вспышек! А в 1970-м появился знаменитый зум-объектив Zoom Nikkor auto 80–200 mm f/4.5, задавший новые стандарты резкости для телезумов.

В 1970-х Nikon впервые стал применять в производстве оптики сверхнизкодисперсионное стекло. Именно тогда на объективах Nikkor появилась привычная нам сегодня маркировка ED (Exltra-Low Dispersion Glass).

Точную механику в камерах Nikon серии FM защищал прочный металлический корпус
Точную механику в камерах Nikon серии FM защищал прочный металлический корпус

В 1977 году Nikon выпустил принципиально новую камеру FM, ставшую первой компактной зеркалкой фирмы. А годом позже появилась такая же компактная камера Nikon FE c экспозиционной автоматикой — кроме ручного режима у нее был удобный режим приоритета диафрагмы. Электронноуправляемый затвор отрабатывал выдержки в диапазоне от 8 до 1/1000 сек., имелась кнопка блокировки экспозиции AE-Lock, предлагались три типа сменных фокусировочных экранов и два мотора MD-11 и MD-12. То есть эта легкая камера обладала всеми характеристиками профессионального аппарата, чем и была обусловлена ее популярность. Дальнейшим развитием этой серии стали легендарные полностью механические камеры Nikon FM2, FM3 и FM3a. Последняя оказалась моделью-долгожительницей — ее производство было прекращено лишь в 2000-х годах.

Nikkorex 35 II, 1962 год
Nikkorex 35 II, 1962 год
Nikkorex F, 1962 год
Nikkorex F, 1962 год
Nikkorex Auto 35, 1964 год
Nikkorex Auto 35, 1964 год

Активно развиваясь в сегменте профессиональной фототехники, фирма не забывала и о массовом, а значит, прибыльном любительском рынке. Для него выпускались компактные по тем временам аппараты, носившие название Nikkorex, — как с несменными объективами, так и с возможностью устанавливать любую оптику с байонетом F.

Репортерская марка

В фотографиях 1960–70-х годов, на которых запечатлены маститые советские фотожурналисты за работой, бросается в глаза, что большинство мастеров в то время работали либо среднеформатной техникой, либо 35-мм камерами Nikon. Не секрет, что крупнейшее советское фотоагентство ТАСС централизованно закупало технику Nikon для лучших своих сотрудников. Многие ветераны от фотографии утверждают, что в то время камеры Nikon были стандартом в репортерской среде не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Однако в СССР отношение к Nikon было особое. В среде фотолюбителей об этой технике ходили легенды. Все знали, что «Никонами» снимают лучшие из лучших, но мало кому удавалось не то что купить японскую камеру, но хотя бы подержать ее в руках. Это было время, когда грезившие о карьере фоторепортера студенты журфака МГУ писали на партах: «Дайте мне „Никон”, и я переверну мир» — такова была вера в необычные свойства этих камер.

Система Nikon F была стандартом в репортерской среде вплоть до 1990-х
Система Nikon F была стандартом в репортерской среде вплоть до 1990-х

Но, несмотря на все легенды и порой курьезные слухи, система Nikon F действительно определяла выбор фотожурналистов с 1960-х по конец 1980-х. Слово Nikon было синонимом правильной репортерской камеры. Ситуация стала меняться лишь в 1990-х, когда на первый план стали выходить не только свойства фотоаппаратов и оптики, но и «маркетинг», «дистрибуция» и прочие понятия из арсенала бизнес-стратегов.

От пленки к матрице

Рубеж 1980–1990-х стал временем широкого внедрения разнообразных электронных систем в производство фототехники. Тогда же ведущие фотопроизводители стали разрабатывать и цифровые камеры. Корпорация Nikon впервые представила прототип такой камеры на выставке Photokina в 1986 году. Модель, получившая название SVC, представляла собой корпус от пленочной Nikon N8008, в котором размещалась CCD-матрица размером 2/3’’ и разрешением 300 тыс. пикселей. Она позволяла получать черно-белые изображения, которые записывались на специальный 2’’ floppy-диск. Под крохотную матрицу разработали два сверхсветосильных объектива — 6 мм f/1,6 и 10–40 мм f/1,4, которые крепились к камере через специальный переходник. Конечно же, эта экспериментальная модель не имела шансов на коммерческий успех, но начало было положено.

Nikon D1 — первая массовая цифровая зеркалка Nikon
Nikon D1 — первая массовая цифровая зеркалка Nikon
Kodak-DSC100 на базе Nikon F3, 1991 год
Kodak-DSC100 на базе Nikon F3, 1991 год
Nikon E2 — cовместная разработка с компанией Fijifilm
Nikon E2 — cовместная разработка с компанией Fijifilm

Первая в мире серийная цифровая зеркальная камера появилась в продаже в 1991 году. Эта была Kodak DSC100 в корпусе Nikon F3, к которому прилагался увесистый жесткий диск с дисплейчиком, куда и записывались изображения с вполне жизнеспособным разрешением 1524 x 1012 пикселей. Камера также выпускалась на базе моделей Nikon N8008, N90 и F5. Естественно, все эти модификации работали с оптикой Nikon. Но когда спустя несколько лет Kodak в качестве очередного носителя своей электронной начинки выбрал популярную профессиональную камеру Сanon EOS-1, компании Nikon пришлось вернуться к собственным цифровым проектам.

В 1995-м была представлена камера Nikon E2, оснащенная 2/3’’ ССD-матрицей производства Fujifilm разрешением 1,3 Мп. Она стала первой профессиональной DSLR-камерой стоимостью менее $20 тыс. — однозначное достижение для тех лет.

Однако первой массовой цифровой зеркалкой Nikon стала модель D1, появившаяся в 1999 году. Классический крепкий корпус, матрица размером 23,7 x 15,6 мм с разрешением 2,74 Мп, серийная съемка со скоростью 4,5 кадра в секунду, задержка срабатывания затвора — 0,058 сек., диапазон чувствительностей ISO 200–1600 — вот основные характеристики этой профессиональной модели.

В 2007 году Nikon представил профессиональную модель D3 c полноразмерной 12-Мп матрицей
В 2007 году Nikon представил профессиональную модель D3 c полноразмерной 12-Мп матрицей

В 2006 году корпорация Nikon одной из последних среди крупнейших фотопроизводителей отказалась от дальнейшей разработки и производства пленочных фотоаппаратов. Сейчас в арсенале компании обилие цифровых моделей: самые простые «мыльницы», компактные камеры посерьезнее «для тех, кто понимает» и, конечно же, несколько зеркальных моделей. Долгое время Nikon был противником установки на свои профессиональные камеры полноформатных матриц (сравнимых по размеру с пленочным кадром 24 x 36 мм), считая это шагом к необоснованному повышению цен на свою продукцию. Но в 2007 году компания все-таки представила профессиональную топ-модель D3 c большой матрицей, ставшую на момент выпуска самой быстродействующей цифровой зеркальной камерой в мире.

Не только фото

Имя Nikon сегодня ассоциируется прежде всего с фототехникой. Однако в корпорации есть три крупных подразделения: Precision Equipment Company отвечает за производство точных приборов для науки и медицины, Instruments Company выпускает микроскопы, телескопы, бинокли, разнообразное оптическое измерительное оборудование — то, с чего компания, собственно говоря, начинала. И, наконец, Imaging Company занимается всем, что связано с изображением.

В ведении Nikon Imaging Company шесть производств по всему миру: два завода в Японии — на одном выпускаются профессиональные топ-камеры, на другом — профессиональная оптика. Одно производство в Китае обеспечивает выпуск абсолютно всех компактных камер Nikon. А самый большой завод находится в Таиланде — он выпускает 95% всех DSLR-камер Nikon и 70% объективов.

Дата публикации: 20.07.2017
Комментировать
Главы:12
Далее «Наши дни»

Другие статьи рубрики

Показать больше статей