Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Одиннадцать советов: как не повредить фотоаппарат при съемке зимой

Дата публикации: 25.12.2014

Одиннадцать советов: как не повредить фотоаппарат и получить отличные снимки зимой

Одиннадцать советов: как не повредить фотоаппарат при съемке зимой NIKON D5300 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/80 с, 27.0 мм экв.

Зима — время особенной, ледяной красоты. Многие народы мира ее лишены, тогда как россияне одарены ею с лихвой. Снег, изморозь, иней — всё это может стать прекрасным сюжетом для фото. Один и тот же пейзаж летом и зимой может измениться до неузнаваемости. Русская зима славится своими суровыми морозами. Поэтому у фотографов часто возникают вопросы: а безопасны ли для фототехники отрицательные температуры? Сразу стоит сказать, что производители вполне конкретно указывают диапазон рабочих температур своих изделий. Его можно найти и в характеристиках, и в инструкции к фотоаппарату. Обычно это от 0 до +40°C. То есть о съемке в мороз речи не идет. Однако фотографы без особых проблем снимают при минусовых температурах, просто соблюдая некоторые правила предосторожности. Как сохранить фотоаппарат при съемке зимой? Как побороть основные технические сложности? Об этом — в нашем уроке.

До какой температуры безопасно снимать?

В старых пленочных фотоаппаратах частенько при съемке в мороз густела смазка и их заклинивало. Автор статьи так однажды сломал фотоаппарат “Зенит”. С современными камерами, к счастью, такого не происходит. Люди снимают даже при -50°C и ниже, но полной работоспособности при таких температурах гарантировать не может никто. Я использовал фотоаппарат при температуре -35°С, и он, и я при этом выжили, соблюдая указанные ниже советы.

1. Оденьтесь хорошо

Безопасность при съемке во многом зависит от вашего комфорта. Лишний стресс от замерзших, не слушающихся рук и риск обморожения не пойдет на пользу ни вам, ни фотоаппарату. Одевайтесь на съемку в мороз не просто тепло, а очень тепло. Ведь вы будете проводить много времени на улице, а не просто бегать из автобуса в метро или из машины в магазин, как обычно передвигаются люди в городе зимой.

Обязательно необходима теплая обувь, головной убор и перчатки (варежки). Особое внимание уделите утеплению рук. Замерзшими руками крайне неудобно нажимать на кнопки, проводить мелкие манипуляции. Идеальным вариантом при съемке в небольшой “минус” будут тонкие флисовые перчатки, в которых можно нажимать кнопки на фотоаппарате. В случае сильного мороза поверх тех же тонких перчаток можно надеть еще и варежки, снимая их и оставаясь в тонких перчатках непосредственно в момент съемки. А вот всякие перчатки с обрезанными пальцами посоветовать не могу: они не греют самые мерзнущие места — кончики пальцев.

2. Главный враг — влага

Больше всего аппарат боится не столько мороза, сколько перепадов температуры, особенно из “минуса” в “плюс”. При этом на камере и внутри нее может конденсироваться влага, что приводит к замыканию и серьезной поломке (примерно как и утопление камеры в воде). Как этого избежать? Имейте при себе фотосумку. Прячьте в нее фотоаппарат, когда не пользуетесь им. Когда мы приходим с мороза в тепло (домой, в транспорт), не стоит тот же час доставать камеру, не стоит даже открывать сумку с ней! Пусть камера отлежится в закрытой сумке часок-другой и медленно согреется. Это легко защитит камеру от поломки. А вот под теплую одежду фотоаппарат прятать не стоит. Бесконечные перепады температуры при этом на пользу не пойдут.

3. Камера всё-таки запотела. Что делать?

Что делать, если первый совет не соблюден, и придя в тепло с холодным фотоаппаратом, вы тут же достали его и увидели, как он начинает медленно покрываться испариной? Нужно тут же его обесточить! Простого выключения будет мало. Срочно вынимайте аккумулятор. Это защитит аппарат от короткого замыкания. Включать аппарат можно только после того, как аппарат полностью согреется, и конденсат исчезнет.

Не выносите сильно запотевшую камеру на мороз. Тогда конденсат превратится в иней. Это уже грозит не только проблемами с электроникой, но механическими повреждениями.

4. Не дышите на камеру

В человеческом дыхании содержится много влаги, и эта влага может осесть на корпусе аппарата. При сильно отрицательных температурах камера может покрыться оледенением в районе экранчика и видоискателя, если на нее дышать ртом или даже носом. Это негативно скажется на ее работоспособности, к тому же весь этот лед растает в фотосумке и может намочить аппарат. На переднюю линзу объектива дышать тоже не стоит. Тем более, не стоит дышать внутрь камеры при смене объективов. Я советую при температуре ниже -10°С закрывать нос и рот шарфом или высоким воротником — это защитит вас и фотокамеру от подобных проблем.

NIKON D80 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16

5. Держите аппарат в сухости

Позаботьтесь, чтобы у вас было чем протереть фотоаппарат, если на нем все же появилась влага. Возьмите на съемку несколько тряпочек из микрофибры. Следите, чтобы в фотосумку не попал снег. Снег в фотосумке при первой же возможности превратится в воду. После этого сумку придется долго просушивать.

6. Используйте защищенную от влаги технику

Многие современные фотокамеры и объективы защищены от влаги и пыли. Это очень полезно при съемке в экстремальных условиях: в дождь, в снегопад, при перепадах температур. Ведь снег и лед, попавшие на камеру, при первой же возможности превратятся в воду, и появится риск повредить аппарат. Напомним, что защита от влаги не подразумевает купание камеры в воде, она защищает именно от всевозможных осадков (дождя, снега), от брызг. По-английски такой вид защиты называется “weather sealing”, то есть “защита от (плохой) погоды”. Для полного погружения аппарата в воду понадобится аквабокс. Только он гарантирует водонепроницаемость.

В линейке Nikon влагозащитой обладают фотокамеры, начиная от Nikon D7100 (см. таблицу). Но чтобы обеспечить полную защиту от влаги, к такой защищенной камере нужен еще и защищенный объектив. Многие популярные объективы Nikon имеют защиту от пыли и влаги. Даже простенький “полтинник” Nikon 50 1.8 AF-S в их числе! Полный список защищенных объективов приведен в таблице ниже.

Современная фототехника Nikon, имеющая защиту от пыли и влаги.

Зеркальные фотокамеры Объективы для зеркальных камер
Nikon D7100 Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED
Nikon D610 Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor
Nikon D750 Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR
Nikon D800 Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED
Nikon D800E Nikon AF-S 24–85 mm f/3.5–4.5G ED VR Nikkor
Nikon D810 Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR
Nikon D4 Nikon AF-S 28mm f/1.8G Nikkor
Nikon D4s Nikon AF-S Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
  Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G
  Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
  Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor
  Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor
  Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor
  Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
  Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor
  Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor
  Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
  Nikon AF-S Nikkor 200mm f/2G ED VR II
  Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor
  Nikon AF-S 200-400mm f/4G ED VR II Nikkor
  Nikon 300mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Nikkor
  Nikon 400mm f/2.8D ED-IF AF-S II Nikkor
  Nikon 500mm f/4D ED-IF AF-S II Nikkor
  Nikon 600mm f/4D ED-IF AF-S II Nikkor
  Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor
  Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor
  Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor
  Nikon AF-S 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II DX Nikkor
  Nikon AF-S DX 18-300mm f3.5-5.6G ED VR Nikkor
  Nikon 18-70mm f3.5-4.5G ED-IF AF-S DX Zoom Nikkor
  Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor
  Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G
  Nikon AF-S Micro Nikkor 60 mm f/2,8G ED
Фотокамеры Nikon 1: Объективы для Nikon 1:
Nikon 1 AW1 Nikon 1 AW 10mm f/2.8 nikkor
  Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor

7. Запасайтесь аккумуляторами!

Вы удивитесь, насколько быстро при съемке в мороз будут садиться аккумуляторы. Поэтому возьмите с собой запасные. Чтобы продлить срок работы батарей, держите их в тепле. В перерывах между съемкой можно вынимать аккумулятор из камеры, класть ближе к телу — за пазуху, в карман брюк, в варежку. А вот весь фотоаппарат прятать за пазуху не стоит. Как мы уже знаем, самой камере перепады температуры вредны из-за образования конденсата.

8. Осторожнее меняйте объективы

Если появилась необходимость сменить оптику, проследите за тем, чтобы внутрь аппарата не попал снег, влага, пар от дыхания. Чтобы в аппарат не попал снег, держите его байонетом вниз, а сами встаньте спиной к ветру

9. Позаботьтесь о штативе

Важно помнить, что все пластики на сильном холоде становятся более хрупкими. Поэтому, если вы снимаете со штатива, отнеситесь бережно к его пластмассовым деталям. В мороз можно сломать зажимы-клипсы на ножках штатива. Поэтому предпочтительнее использовать штативы с резьбовой фиксацией ног. У недорогих штативов пластиковой является и головка, на которой держится камера. При использовании такого штатива есть риск поломки головки и падения аппарата — лучше от использования такого штатива отказаться при съемке на сильном морозе.

По возвращении в тепло необходимо протереть ноги штатива и его головку насухо от воды и снега. Иначе эта вода застынет при следующем выходе на мороз. Заледеневшая нога штатива не раскроется, заклинит. Таким образом я однажды ходил по горам со штативом, который нельзя было разложить.

Также в условиях мороза в группу риска попадают карбоновые штативы. Карбон — материал, становящийся более хрупким на морозе. Поэтому сломать на холоде ногу карбонового штатива представляется вполне реальным.

Карбоновый штатив с зажимами-клипсами безусловно удобен, однако для съемки в серьезные морозы его стоит использовать осторожно.

Карбоновый штатив с зажимами-клипсами безусловно удобен, однако для съемки в серьезные морозы его стоит использовать осторожно.

Металлический штатив с резьбовой фиксацией ног для съемки в мороз подходит вполне.

Металлический штатив с резьбовой фиксацией ног для съемки в мороз подходит вполне.

Очень хорошо, если на ногах штатива будет утеплитель. Это поможет не примерзнуть к штативу, даже если вы будете работать без перчаток. “Утеплить” ногу штатива можно самостоятельно, обмотав ее липкой лентой, которую применяют для утепления окон. Можно примотать изолентой к ноге слой поролона: не красиво, зато удобно. Также в охотничьих магазинах продается маскировочная липкая лента, подходящая для наших целей. Достаточно так утеплить одну-две ноги штатива, за которые вы будете его держать. Кстати, утепление выполняет и защитную функцию: оно не даст повредить ногу штатива.

Утепление на ноге штатива. Такой штатив удобно держать руками без перчаток даже на холоде.

Утепление на ноге штатива. Такой штатив удобно держать руками без перчаток даже на холоде.

Подводя итоги, можно сказать, что для съемки с серьезный “минус” лучше всего подойдет металлический штатив с резьбовой фиксацией ног, металлической головкой и наличием утеплителя на ногах.

10. Кадры на фоне снега получаются слишком темными. Что делать?

Часто бывает, что при съемке в автоматическом режиме или же в режимах P, A или S кадры на фоне снега получаются слишком темными. Это связано с особенностями замера экспозиции в камере. Автоматика считает, что на снимке должны превалировать средние по яркости оттенки. Поэтому на кадры с белым снегом яркость часто бывает занижена. Чтобы этого не происходило, стоит настроить положительную экспокоррекцию или же снимать в режиме М (ручной режим). При внесении положительной экспокорреции будьте внимательны: не пересветите снимок. Помните, что снег не должен превратиться в белое пятно, на нем должны читаться детали, фактура. Хорошим помощником здесь является гистограмма.

Кадр без экспокоррекции

Кадр без экспокоррекции

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/3 с, 35.0 мм экв.
Экспокоррекция +1EV

Экспокоррекция +1EV

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1 с, 35.0 мм экв.
Экспокоррекция +2EV. Кадр пересвечен: детали на снегу потеряны

Экспокоррекция +2EV. Кадр пересвечен: детали на снегу потеряны

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 2 с, 35.0 мм экв.

11. Какого цвета снег? Настраиваем баланс белого.

Каждый ребенок знает, что снег белого цвета. Однако, не стоит забывать, что снег обладает и отражающей способностью. На него могут наносить позолоту лучи закатного или утреннего солнца, а в облачную погоду или ночью он может выглядеть голубоватым. Поэтому на фотографиях снег совсем не обязательно должен получаться белым, как лист бумаги. Всё зависит от освещения. Баланс белого стоит настраивать не так, чтобы снег на фото обязательно был белым, а так, чтобы фото выглядело правдоподобно. Не бойтесь настраивать баланс белого творчески. К примеру, сделав зимний кадр чуть-чуть голубоватым, вы визуально передарите на фото ощущение холода.

Здесь на снегу отражается уличное освещение, поэтому он перестал быть белым и принял расцветку освещения.

Здесь на снегу отражается уличное освещение, поэтому он перестал быть белым и принял расцветку освещения.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 450, F1.4, 1/100 с, 85.0 мм экв.
Здесь передний план подсвечен желтоватым светом заходящего Солнца. Поэтому и снег на переднем плане получился не совсем белым, а чуть-чуть золотистым.

Здесь передний план подсвечен желтоватым светом заходящего Солнца. Поэтому и снег на переднем плане получился не совсем белым, а чуть-чуть золотистым.

NIKON D80 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с
Дата публикации: 25.12.2014
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей