Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Космические пейзажи и Nikon D810A

Дата публикации: 31.08.2016

«Проект NikonPro»

Даниила Коржонова практически невозможно застать дома - амбассадор Nikon путешествует из одной точки земного шара в другую, чередуя собственные экспедиции и групповые фототуры. Даниил рассказал об одной из последних поездок - в пустыню Атакама в Южной Америке, - а также поделился своими впечатлениями о камере для астрофотографии Nikon D810A.

Космические пейзажи и Nikon D810A

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Телескопы

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Когда планируются астрофотографические поездки, сначала ищешь интересных людей. Есть такой профессиональный астрофотограф - Юрий Белецкий, у него сумасшедшие фотографии звездного неба в Атакаме. Он предложил мне отправиться с ним к ALMA – крупнейшему проекту радиотелескопов в мире. Это огромные тарелки, которые стоят на высоте 5 000 метров и принимают и отправляют сигналы из космоса.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Для доступа к ALMA надо получить специальное разрешение, просто как в музей зайти не удастся. Для получения разрешения нужен хороший social impact, красивые фотографии в портфолио – ведь над этим проектом работают члены ESO, NASA, серьезные космические организации, профессиональные астрономы, так что случайных людей сюда не пускают.

На ALMA мы приехали часов за 5 до основных съемок. Мы любим пообщаться перед съемкой с сотрудниками, получить от них полезную информацию. Кроме того, нам предстояло пройти инструктаж по безопасности и всевозможные медицинские проверки: нас заставляли проходить высотный экзамен, чтобы убедиться, что мы можем работать на высоте 5000 метров, для чего каждые 10 минут при подъеме замеряли уровень кислорода и давление. Одного человека из команды не пустили, так как его давление не соответствовало нормам. И конечно же, здесь строго-настрого запрещен алкоголь, даже есть собаки, которые «вынюхивают» наркотики.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Снимать мы начинали после заката, часов в 8 вечера. Мы получили допуск на два дня - был шанс облаков, что испортило бы съемку - но в итоге сняли все за один вечер. Под телескопами можно было свободно гулять, снимать. Нам выделили специальную машину, где можно было погреться (температура была -10С с сильным ветром). Тут непросто найти хорошую композицию: тарелки часто стоят вразнобой, и поиск превращается в настоящее приключение. Нужно красиво выровнять Млечный путь и тарелки, дождаться глубокой ночи. А ещё нас выгоняли ровно в 23:00, поэтому под конец съемок нужно было «потеряться» на полчаса, чтобы выкроить время для панорам.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Альтиплано

Но телескопы - лишь одна из остановок. На Альтиплано мы путешествовали три недели, снимали звезды на солончаке Уюни, паровозы в Боливии, ночное небо и древние церкви в Сахаме.

На самом деле, у нас в мире мест, где можно так поснимать звезды, не так уж и много. Такое место, во-первых, должно быть далеко от цивилизации, ведь даже самая маленькая деревня будет давать сильную засветку - и тогда никакого цвета в Млечном пути не увидишь. Во-вторых, нужно быть очень близко к небу - Альтиплано подходит как нельзя кстати. Это четыре-пять тысяч метров, высота, на которой постоянно путешествуешь. С одной стороны, это непросто, требует подготовки, там холодно. С другой - звезды здесь просто чумовые, кажется, именно здесь их можно рукой потрогать.

Вообще, в пустыне Атакама пожалуй, лучшие условия для астрофотографии в мире. Тут практически ноль процентов осадков и не бывает облаков. Недаром самые серьезные обсерватории мира расположены именно в Атакаме.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Планирование экспедиции в Южную Америку

Есть много вариантов выстроить экспедицию по Южной Америке. Мы остановились на таком: начать с Атакамы, акклиматизироваться там. На это ушло пять дней, я считаю, это оптимально - пожить, привыкнуть к такому режиму, времени и, самое главное, - к высоте. После акклиматизации в течение двух недель мы путешествовали по Альтиплано на высоте 4,5-5000 метров, почти не спускаясь. Тут уже никуда не денешься - если что-то с тобой произошло наверху, надо сниматься, ехать вниз, к морю. А это несколько дней пути.

Завершающий этап - мы проехали через Боливию в Чили, с юга на север. Если посмотреть сверху - этот маршрут идет почти параллельно морю, но на больших высотах Альтиплано.

И самый последний этап - мы спустились к морю и там отдыхали.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Самое сложное - найти правильных людей, гидов на местах. В Боливии нас возили местные гиды и местные водители. В Атакаме я уже ездил сам. Как найти правильных людей? Читаешь форумы в интернете, либо находишь их по рекомендации. Затем - уже вместе - начинаете строить маршрут, обсуждаете каждый день поездки, ищете в интернете фотографии тех мест, куда хочешь поехать - составляете виртуальную картину, в общем.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Что важно учитывать в таком путешествии? Нужно уметь ориентироваться и планировать. Гидов никто не отменял, но зачастую сопровождающие - не фотографы, они не могут понять, почему в какие-то места надо попасть именно ночью. Скажем, наших боливийцев надо было как-то замотивировать: для них ведь поехать куда-то в ночи за сотни километров, чтобы снимать звезды - абсолютный нонсенс. Тут работает еще одно важное качество фотографа - уметь находить общий язык с местными. Это частенько открывает новые места и возможности. Очень интересные люди вокруг - которые встречают, о которых можно написать много историй.

Также важно знать языки - по-английски далеко не везде разговаривают. Уметь водить машину, знать её механику и быть готовым к длинным переездам, работать в горах, знать, что делать, если с твоим организмом или с техникой что-то не так. Что касается бюджета - на каждого члена 3-недельной экспедиции (а нас было четверо) вышло по 3500 долларов, плюс по 1000 долларов на перелет. Мы путешествовали на хороших подготовленных джипах и по возможности жили в самых комфортных местах (насколько их можно назвать комфортными в Боливии).

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Съемка в экспедиции

Из поездки получается привезти много кадров - я очень много снимаю. Но никогда не устаю повторять, что хороший фотограф - это тот, кто хорошо отбирает, формирует по крупицам своё портфолио. Особенно это касается пейзажистов. Обязательно нужно создавать портфолио из поездки, которое создаст максимально полное впечатление. Это не обязательно должна быть большая подборка. Например, с Альтиплано у меня получилось 5-6 000 кадров, но из них я отберу всего 50-60 снимков. А вообще бывает, что из поездки привозишь десяток фотографий - и это уже очень круто. А если хотя бы один wow-кадр, то это вообще мечта - такой, который потом на обложки просят, тиражируют. Лучше публиковать всего один кадр из поездки - зато он будет самый мощный. Плюс, конечно, всегда много репортажной съемки - люди, деревни, культурные места. Это годится для блогов, журналов, фотоисторий. Портфолио нужно обязательно разделять по жанрам и назначениям.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Кстати, об историях - их много с нами случается. Например, мы снимали на ALMA - работаем час, два, и замечаем, что звезды в небе начинают тускнеть. Вспоминаем предупреждение Юры: говорит, мол, ребята, давайте-ка жахнем кислорода. У нас с собой были баллоны - как только мы включили кислород, звезды моментально засияли. Оказывается, когда организму его не хватает, зрение начинает тускнеть и начинаешь видеть меньше звезд. Кислород - штука важная!

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Много историй было в Боливии. Самое яркое воспоминание - когда мы снимали звезды на затопленном солончаке Уюни. Это самый крупный солончак в мире, обычно его затапливает в январе-феврале. Мы попали туда в мае и думали, что воды там не увидим, однако однажды ночью нам все же удалось найти небольшой затопленный кусочек и мы поехали туда снимать. Это был настоящий сюр - ты стоишь на воде, она дает идеальное отражение. Ощущение, что ты в космосе - горизонта не видно, вокруг абсолютная темнота и вокруг - над головой, под ногами, по сторонам - звезды. Космос! Правда, соль с водой весьма опасна: в ночи найти путь очень трудно, и чуть было не застряли, уже начали закапываться в мокрую соль четырьмя колесами.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 3200
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 3200
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

При ночной съемке не получается сделать много кадров. Куча времени тратится на экспозиции, дубли подсветки. Делаешь много панорам. Скажем, фото, которые захватывают видимый Млечный путь целиком - это все панорамы. Многие боятся их делать - им кажется, что звезды сдвигаются, и снимки потом не удастся склеить. Ничего подобного! Панорамы очень интересно собирать: мне нравится софт PTGui. Даже если прошло 5-10 минут между кадрами, он замечательно автоматически склеивает кадры. Иногда нужно вручную выбрать одинаковые яркие звездочки, и программа быстро подхватывает эти точки.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 3200
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 3200
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

«Звездная» техника

Я снимал эти кадры на камеру Nikon 810A, она специально адаптирована для астрофотографии. Чаще всего меня спрашивают, чем этот фотоаппарат отличается от «обычного» Nikon 810. Об этом много написано - она оснащена инфракрасным режекторным светофильтром. Самое главное - она очень хорошо воспринимает свет от туманности. То есть на волне приблизительно 656 нм это красный цвет. На практике это дает насыщенный красный цвет во всех туманностях. И Млечный путь получается действительно живым и цветным. На 810-м с засветками не получить такой цвет. Одной камерой, конечно же, все не ограничивается. Мы снимали в основном на Nikon 810A и объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G - он светосильный, что очень важно для наших задач. Меня часто спрашивают, с какой светосилой объектив выбрать - 2.8 или 4.0, и конечно же, первый даст просто невероятный прирост яркости звезд!

В список моего оборудования также входят штатив RRS TVC 33 c шаровой головой BH 40 LR II Ballhead, также я использую комплект L-Plate + Nodal Slide rail 180 mm вместо большой панорамной головы. Для подсветки - фонарики Petzl и фонарик-факел с рассеянным светом во все стороны.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Еще одно отличие Nikon 810A от Nikon 810 - в чуть более чистой картинке на одинаковой чувствительности. Скажем, если на Nikon 810 я снимал с ISO 3200, то Nikon 810A такую же картинку выдает с ISO 4000. Это значит, что я могу чуть «задрать» чувствительность и получить более яркий Млечный путь. Он получается действительно ярким - на постобработке я не добавляю никаких цветов, я только могу немного подкорректировать баланс белого и кривые. Большинство камер не дадут такую картинку с цветом. Причем цвет - это не только туманности, красные туманности, но и такие интересные явления, как свечение атмосферы. В небе бывают видны такие красные или зеленые покрывала - это не северное сияние и не засветки от городов, это именно свечение атмосферы. Это очень слабое излучение света атмосферой планеты. В случае с атмосферой Земли этот оптический феномен приводит к тому, что ночное небо никогда не является полностью тёмным, даже если исключить свет звёзд и рассеянный свет Солнца с дневной стороны.

По сути, это явление очень похоже на северное сияние, но имеет другую физическую природу и практически не видно глазу, - а вот камера может воспринять и передать этот эффект. Свечение варьируется от слабого голубого (NO) до зеленого и красного (OH).

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 5000
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Конечно, на Nikon D810A можно снимать и днем - но стоит учитывать, что красные объекты в кадре будут выглядеть более насыщенно, потому что красный канал более чувствительный.

Постобработка космоса

Как я работаю со снимками? Снимаю в RAW. Делаю цветокоррекцию почти у каждой фотографии, в кривых, и с использованием моих методик, включающих световые маски, маски, слои наложения, брекетинг, фокус стекинг, вертикальные панорамы. Всё делаю на глаз. Цвета очень субъективны, однако я всегда советую выбирать любимую гамму, по которой в том числе будут узнавать фотографа.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Баланс белого может быть любой, он вытягивается из RAW. Однако гораздо приятнее сразу получать красивую фотографию с правильной экспозицией и правильным балансом белого, это мотивирует сделать ее еще лучше. Цвет определяют только глаза. И конечно же, сердце с душой. Ну и если замерз во время съемок – то баланс белого будет холоднее.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Для астрофотографии очень важна точность того, что ты производишь. То есть это не монтажи каких-то кусков, на снимке должно разбираться, где какие звезды, туманности, свет. Это ведь не раскраска, тут недопустимо чрезмерное задирание контраста, добавление неестественных цветов - астрономы смотрят на такие снимки и смеются. И конечно же, такие снимки, например, NASA не опубликует. А ведь конечный «потребитель» профессиональной астрофотосъемки - это как раз NASA, IESO, различные астрофотографические журналы. Очень любопытно, что Юра раз сказал, что пойдёт обрабатывать данные. Нас сначала это ввело в ступор, а потом рассмешило, ведь мы привыкли «обрабатывать фотографии», а астрономы очень внимательно относятся и к документальной, смысловой составляющей явления.

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/3.2
Выдержка - 30, ISO 4000
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon 810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Несмотря на то, что астрофотография - направление достаточно узкое, люди в отрасли - профессионалы, они постоянно публикуются, пишут научные статьи и у некоторых даже есть свои частные телескопы.

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 6400
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Диафрагма - f/2.8
Выдержка - 30, ISO 6400
Фокусное расстояние - 15 мм
Камера - Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Дата публикации: 31.08.2016
Комментировать
B7c047f9 949f 4d39 9911 f6b593d1e06d square 100
Даниил Коржонов

Молодой лауреат премии Best of Russia и амбассадор Nikon почти всё время проводит в путешествиях по миру и привозит удивительные пейзажи. Работы Даниила можно встретить в зарубежных журналах Outdoor Photographer, Practical Photography, Photoworld и даже в рекламных кампаниях, например, Apple Mac Book Pro-2014. Даниил считает, что для пейзажного фотографа больше подходит определение «любитель», потому что тот, кто снимает природу, в первую очередь, должен её любить. С 6 лет Даниил занимался в художественной школе, интерес к родной природе и живописи перерос в увлечение фотографией. Во время студенчества к фотографии Даниил возвращался только летом или зимой благодаря горной секции МФТИ. Здесь он научился организовывать походы и теперь планирует свои фотопутешествия.

Подробнее о Данииле Коржонове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus