Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Выбираем фототехнику для путешествий

Дата публикации: 26.04.2016

Грядёт пора отпусков, и многие уже гадают, какую фототехнику взять в путешествие, чтобы не ударить в грязь лицом и привезти исключительно интересные и качественные кадры. Эта статья предложит читателю несколько подходов к комплектации фотонабора путешественника.

Выбираем фототехнику для путешествий

Какие требования предъявляет путешествие к вашей фототехнике? Прежде всего это компактность и малый вес. Комплект фототехники должен быть достаточно универсальным и при этом не отягощать весом и габаритами, ведь носить вы будете его преимущественно на себе, а сорвать спину никто не хочет. Конечно, тут могут быть послабления для автопутешественников, но и на машине можно проехать далеко не везде (известно, что в самые интересные места мира автодорог не проложено!). Например, в горных походах важен каждый грамм переносимого веса: от этого напрямую зависит ваше здоровье, благополучие и комфорт. Кроме того, комплект фотопутешественника должен быть надёжным и позволять долго снимать на одном заряде аккумулятора. Обрисовав основные критерии, давайте разберёмся подробнее, какая именно техника нам подойдёт.

Немного о фотокамерах

Пожалуй, выбор фотокамеры для путешествий — самая избитая тема. Что лучше: Компакт, зеркалка или же беззеркалка? По этому поводу написано много статей и сломано немало копьев на тематических форумах. Поэтому здесь мы её коснёмся вскользь, выдвинув лишь несколько тезисов, с которыми матёрые фотопутешественники из наших читателей вполне могут поспорить в комментариях под статьёй.

Понятно, что любители и начинающие фотографы возьмут в путешествие либо просто смартфон, либо компактную камеру, либо самую простую зеркалку с китовым объективом и будут правы — для начала этого вполне достаточно. Например, для любительской съёмки хорошо подходят гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900. С их помощью вы сможете снимать не только стандартные сюжеты, но и приближать значительно отдалённые от вас объекты. Рекордный 83-кратный зум этой камеры позволяет творить чудеса! «Непотопляемые» компакты (например, Nikon COOLPIX AW130) отлично подойдут для пляжного отдыха и для экстремалов, которым важна компактность и неубиваемость аппарата. С такой камерой можно нырять под воду без использования аквабокса.

Nikon COOLPIX P900

Nikon COOLPIX P900

Nikon COOLPIX AW130

Nikon COOLPIX AW130

Возможности зеркалки в компактном корпусе

Сегодня существует особый класс фотоаппаратов, который представляет собой компромисс между компактными камерами и большими (но дающими качественную картинку) зеркальными аппаратами. Пока отдельного устоявшегося названия такие камеры не имеют. По сути, это фотоаппараты с несменным объективом, но большой матрицей размером от 1″ до 24×36 мм (полнокадровая матрица). А как известно, большая матрица — неотъемлемое условие для качественных кадров. Так, камера Nikon COOLPIX A в своём компактном корпусе несёт матрицу формата APS-C (такого же размера, как у «кропнутых» зеркалок). А совсем недавно компания Nikon представила новую линейку фотоаппаратов — Nikon DL. Эти камеры обладают матрицей размером 1″ (стандарт Nikon CX). На выбор фотографам предлагаются аппараты, оснащённые объективами с различными характеристиками. Совсем скоро они появятся и на российском рынке.

Nikon DL18-50 F/1.8-2.8 — модель с широкоугольным светосильным зум-объективом

Nikon DL18-50 F/1.8-2.8 — модель с широкоугольным светосильным зум-объективом

Nikon DL24-500 F/2.8-5.6 — модель с 21-кратным зумом

Nikon DL24-500 F/2.8-5.6 — модель с 21-кратным зумом

Nikon DL24-85 f/1.8-2.8 — модель со штатным светосильным зум-объективом

Nikon DL24-85 f/1.8-2.8 — модель со штатным светосильным зум-объективом

Но наша статья ориентирована на более продвинутых фотографов, и поэтому мы коснёмся вопросов выбора комплекта на базе системных фотокамер со сменной оптикой и достаточно большой матрицей. Первый вопрос, касающийся выбора системной фотокамеры, сегодня можно сформулировать просто: зеркалка или беззеркалка? Приверженцы и того, и другого варианта рьяно спорят друг с другом, порой забывая о главном: не так важно, на что ты снимаешь, важно то, какие у тебя получаются фотографии. Отправляясь в длительные фотопутешествия, я не раз выбирал для себя зеркальную фотокамеру. И вот почему:

  • Время работы от аккумулятора значительно больше. В силу особенностей своего устройства, зеркальные аппараты потребляют гораздо меньше энергии, а значит, дольше работают от собственного аккумулятора. К примеру, Nikon D7200 на одном заряде может сделать около 1000 фотографий. У беззеркалок этот показатель ниже в 2-3 раза. Отсюда вытекает ещё один нюанс: вес зеркального аппарата в среднем больше веса аналогичной по характеристикам беззеркалки на 100–300 граммов, однако эта разница с лихвой компенсируется большим количеством сменных батарей, необходимых для работы беззеркалки. В путешествии вам обязательно потребуются сменные батареи. Не забудьте рассчитать их необходимое количество и продумайте, где вы их будете подзаряжать. В случае с зеркальной камерой сменных аккумуляторов можно взять гораздо меньше. Например, в путешествие я для своего Nikon D810 беру аккумуляторы из расчёта «одна батарея на два дня съёмок». Ясно, что если предстоит снимать с утра до вечера (например, свадьбу), вполне можно «высадить» 2-3 батареи за один день. Поэтому стоит учитывать и особенности ваших съёмок. Кроме того, чтобы избежать неприятных сюрпризов, убедитесь, что у вас «родные» батареи от компании-производителя камеры, а не их китайские копии-подделки. Последние хуже держат заряд и могут в любой момент выйти из строя.

  • Удобная эргономика. Имея относительно большой корпус, зеркальная камера обеспечивает удобный хват, чего физически не могут дать фотоаппараты размером с пачку сигарет. Расположение органов управления зеркалок оттачивалось десятилетиями, и сегодня, несмотря на изобилие настроек, зеркальной камерой управлять легко и удобно.

  • Большой вес зеркальной «тушки» (против более лёгких беззеркалок с тем же размером матрицы) ничего не решает, если сравнивать весь комплект техники. Сравнивая по весу и размеру «тушки» разных систем, фотографы почти всегда забывают, что носить им придётся не только саму камеру, но и набор оптики, аксессуаров к ней. И вот здесь кроется ловушка. Ведь оптика для беззеркальных аппаратов при тех же размерах матрицы будет весить столько же, а порой и больше, чем для зеркалок. Получается, общий вес аналогичных комплектов фототехники и с зеркальной камерой, и с беззеркалкой будет примерно одинаковым.

Выбираем объективы для путешествия

Всё, что было сказано выше, — лишь вступление для основной темы. Опытный фотограф знает, что основу фотоарсенала составляет не столько «тушка», сколько объективы к ней. Именно они позволяют фотографу снимать те или иные сюжеты, менять угол обзора и ракурсы во время съёмки. Объективы же составляют основной вес фотографического комплекта, поэтому выбор оптики для путешествия — очень сложная задача для каждого фотографа. Ведь никому не хочется надрываться и носить с собой кучу лишних объективов, как не хочется остаться без нужного «стекла» в ответственный момент. На сегодня фотографы выработали несколько подходов к выбору той фотооптики, которая будет сопровождать их в путешествии.

Закрываем все фокусные расстояния

Первое, что советуют начинающему фотографу при выборе комплекта объективов: набор должен позволять снимать на всех фокусных расстояниях — от сверхширокоугольного диапазона и заканчивая супертеледиапазоном. То есть у фотографа должен быть набор объективов, работающих в диапазоне фокусных расстояний примерно от 24 до 200 мм.

Основные диапазоны фокусных расстояний. Некоторые объективы могут работать лишь в одном из них, но бывают модели, покрывающие сразу несколько или даже все эти диапазоны.

Основные диапазоны фокусных расстояний. Некоторые объективы могут работать лишь в одном из них, но бывают модели, покрывающие сразу несколько или даже все эти диапазоны.

В таком случае, в какой бы съёмочной ситуации ни оказался фотограф, у него всегда найдётся подходящий инструмент для работы. При этом фотограф может «закрыть» эти фокусные расстояния по-разному, при помощи разных объективов. Здесь существует несколько основных вариантов.

  • «Всё в одном». Все востребованные фокусные расстояния можно закрыть одним универсальным объективом — гиперзумом. Существует стереотип, что универсальный объектив = плохой объектив. Это предубеждение родом из плёночной эры, когда производители доступной оптики делали очень дешёвые объективы с ужасным качеством картинки, но с очень большим зумом. Естественно, броские характеристики таких объективов привлекали фотографов, но потом их ждало разочарование в виде «мыльной» картинки. Ситуация изменилась, когда стали появляться универсальные объективы от ведущих производителей фототехники, адаптированные под высокие стандарты современной цифровой фотографии. Сегодняшние гиперзумы не так плохи. Примером могут стать объективы Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR для «кропнутых» и Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm F/3.5-5.6G ED VR для полнокадровых аппаратов. Они дают вполне подходящую для практических задач картинку.
Nikon D610 / Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR

Nikon D610 / Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR

Кроме того, универсальные объективы — это самое компактное и доступное решение, если вы хотите иметь в путешествии под рукой все фокусные расстояния. Да, сам по себе объектив-гиперзум довольно увесист и не дёшев, но если закрывать те же фокусные расстояния фиксами или умеренными зумами, это будет значительно дороже и тяжелее. Единственное, чем не могут похвастаться гиперзумы, так это высокой светосилой. Следовательно, в условиях слабого освещения снимать ими неудобно. Для таких случаев, а также для съёмки портретов с красиво размытым фоном многие обладатели гиперзумов имеют в запасе небольшой фикс-объектив (например, «полтинник» Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor).

Кстати, в категорию универсальных объективов попадают многие «киты». Например, отлично зарекомендовал себя Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR для полнокадровых камер. То же можно сказать и про «китовые» объективы для кроп-камер: Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G VR DX ED AF-S Zoom-Nikkor и Nikon AF-S 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX Nikkor.

Полнокадровый фотоаппарат Nikon D750 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR

Полнокадровый фотоаппарат Nikon D750 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR

  • «Человек с огромными объективами». Этот способ закрытия всех востребованных фокусных расстояний особо любим профессионалами и продвинутыми фотоэнтузиастами. Суть его в том, что фотограф собирает комплект из светосильных зумов. Как правило, берётся широкоугольный объектив, штатный зум и телеобъектив. Профессионалы обычно выбирают модели со светосилой 2.8, которая обеспечивает качественную работу в условиях слабого освещения, способствует красивому размытию фона на портретных фото. В случае с Nikon такой комплект обычно собирается из объективов AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G в качестве широкоугольника, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G в качестве штатника и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G VR II в качестве телевика. Он предоставляет фотографу бескомпромиссное качество картинки, удобные диапазоны фокусных расстояний и всё то, что может дать топовая оптика. Но у такого комплекта есть и ряд минусов. Первый — цена. Иной фотограф задумается: может, лучше взять себе новое авто вместо такого набора? Второй минус проявит себя именно в путешествии. Все топовые зум-объективы (независимо от производителя) обладают очень большим весом и габаритами. Описанный выше комплект оптики суммарно будет весить 3610 граммов, и для его транспортировки потребуется полноценный фоторюкзак. Не забудьте прибавить к этому вес фотоаппарата, штатива и дополнительных аксессуаров. Тем не менее профессионалы ценят такой комплект за великолепное качество изображения, высокую светосилу, универсальность и высочайшую надёжность. Его удобно брать в путешествие, только если вы перемещаетесь на автомобиле, а не носите всю фототехнику на себе.
  • «Жонглёр объективами». Третий способ закрыть все популярные фокусные расстояния — собрать набор из нескольких фикс-объективов. Особо востребованы фиксы 24, 35, 50 и 85 мм.
Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor

Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor

Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor

Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor

Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor

Такой подход обеспечит фотографа самой высокой светосилой, ведь почти все фикс-объективы (кроме телевиков) будут иметь светосилу 1.4 или 1.8. Кроме того, традиционно фиксы дают великолепное качество картинки и красивое размытие фона. Минус такого подхода очевиден: объективов будет много. Ещё один минус съёмки фиксами — низкая оперативность: их то и дело придётся менять. Со стороны будет казаться, будто вы жонглируете ими. Поэтому чаще фотографы либо берут лишь самые востребованные линзы, либо комбинируют в своём наборе фиксы и зумы.

  • Комбинируем зумы и фиксы. Весьма удобным мне видится сочетание в комплекте как зумов, так и фиксов. К примеру, в качестве широкоугольного объектива вполне можно использовать зум: он закроет сразу несколько диапазонов фокусных расстояний. То же самое можно сказать и про теледиапазон: ведь существуют очень качественные зумы, практически не уступающие фиксам (тот же AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G VR II). В качестве штатного или портретного объектива вполне можно взять 1–2 светосильных фикса. Я использую комбинированный комплект. В качестве широкоугольного объектива у меня лёгкий Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, в качестве штатника — лёгкий фикс-объектив Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor, а в качестве телевика — относительно компактный Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor или фикс Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor (беру его, если намечаются портретные съёмки). С таким набором я закрываю все востребованные диапазоны фокусных расстояний, совершенно не проигрываю в качестве изображения, при этом вся эта оптика умещается в небольшую фотосумку.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вид на крепость Орешек ранней весной. Ленинградская область

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вид на крепость Орешек ранней весной. Ленинградская область

Работаем наверняка

Когда вы берёте с собой оптику на все случаи жизни, вы рискуете не только сорвать себе спину, но и привезти из путешествия кучу разношёрстных фотографий. А ведь известно, что хороша та серия снимков, которая объединена общей идеей, стилем, сюжетом, визуальным решением. Снимая все попавшие в поле зрения сюжеты, вы рискуете сделать не лаконичную серию фотографий, а просто тысячи разрозненных картинок. Снимать всё подряд — сугубо любительский подход. Серьёзный фотограф тщательно выбирает интересующие его сюжеты. Поэтому зачастую даже выгодно ограничить свой инструментарий по принципу разумной достаточности. И совсем не обязательно закрывать все фокусные расстояния. Достаточно взять ту оптику, которая будет подходить под ваши творческие задачи. Всё зависит от целей и художественных вкусов. Вы едете снимать портреты? Возьмите с собой 2–3 светосильных портретных фикса или один объектив класса 24-70мм 2.8 (например, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G).

Собираетесь снимать пейзажи на природе? Можете ограничиться широкоугольником или штатным зумом, потому что телеобъектив, скорее всего, окажется не при делах (им вы сделаете разве что пару картинок заходящего солнца (луны), горных пиков, одиноких веточек и каких-нибудь сусликов). Однако телевик, как правило, весит больше всех остальных объективов. С другой стороны, если вы собрались на фотоохоту (снимать диких животных и птиц), ваш фотокомплект, наоборот, может ограничиться одним лишь телевиком.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Если бы меня попросили выбрать единственный объектив, который я взял бы в путешествие, я почти не задумываясь ответил бы: светосильный объектив с фокусным расстоянием 35 мм. Все современные 35-мм фиксы дают отличное качество картинки и способны хорошо размывать фон. А их угол обзора при наличии определённых навыков позволяет снимать и уличные зарисовки, и пейзажи, и портреты. Отмечу, что у каждого фотографа есть свои любимые фокусные расстояния. Кто-то считает для себя универсальным 50-мм объектив или даже 85-мм. Тут всё очень субъективно и зависит лишь от вашего личного опыта.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Если бы меня попросили выбрать единственный объектив, который я взял бы в путешествие, я почти не задумываясь ответил бы: светосильный объектив с фокусным расстоянием 35 мм. Все современные 35-мм фиксы дают отличное качество картинки и способны хорошо размывать фон. А их угол обзора при наличии определённых навыков позволяет снимать и уличные зарисовки, и пейзажи, и портреты. Отмечу, что у каждого фотографа есть свои любимые фокусные расстояния. Кто-то считает для себя универсальным 50-мм объектив или даже 85-мм. Тут всё очень субъективно и зависит лишь от вашего личного опыта.

Чтобы чётко знать, какие именно объективы брать, необходимо чётко спланировать съёмку. Посмотреть, где, в каких местах вы окажитесь и что вы хотели бы снять.

Принцип разумной достаточности позволит значительно сократить количество необходимой вам оптики, а значит, поможет облегчить и удешевить комплект. Единственный нюанс — такой подход подойдёт лишь более-менее опытным фотографам, которые чётко знают, за какими именно фотографиями они едут в путешествие.

Подводим итоги

В заключение хотелось бы подытожить всё вышесказанное и дать несколько кратких обобщающих советов:

Вопрос длительной автономной работы аппарата очень важен: никому не хочется, чтобы батарея разрядилась в самый ответственный момент. Поэтому не забудьте о запасных аккумуляторах. Проверьте на практике, сколько может «прожить» на одной батарее ваш аппарат и сделайте соответствующие расчёты: сколько аккумуляторов вам понадобится в путешествии. Продумайте, где вы их будете подзаряжать.

Неважно, какой у вас фотоаппарат — зеркальный или беззеркальный. Вопрос выбора оптики вам всё равно придётся решать.

Не знаете, какие сюжеты вам попадутся или планируете разнообразные съёмки? Возьмите комплект объективов, который будет покрывать все основные фокусные расстояния. Сделать это можно с помощью разных подходов: взять с собой как набор зумов, так и набор фиксов. Но мне кажутся наиболее удобными следующие варианты:

  • универсальный зум + светосильный фикc;
  • широкоугольный зум + 1–2 штатных фикса + телеобъектив-зум класса 70-200 мм.

Если вы чётко спланировали свою поездку и съёмки, точно знаете, что и как будете фотографировать, можете ограничиться всего несколькими (а то и одним) объективами, подходящим под ваши конкретные задачи.

Помните: хорошего фотографа выделяют на фоне остальных не количество и размер объективов, не теоретические знания в области фототехники, а его фотографии! Поэтому меньше углубляйтесь в теорию и больше снимайте. Только ваш личный визуальный и фотографический опыт, художественный вкус, позволит выбрать подходящий инструмент. Последнее невозможно измерить числах, подобно каким-то техническим характеристикам, фотографический опыт даже не зависит от того, сколько лет вы снимаете (можно снимать всю жизнь, но делать это на любительском уровне), но именно он, а не парк вашей оптики позволит вам делать красивые кадры.

Дата публикации: 26.04.2016
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей