Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Охота за светом. Часть 1. Фотографируем в режимное время

Дата публикации: 24.07.2015

Что помогает отличить на фото плоский предмет от объёмного? Блики и тени на предмете, созданные светом. В этой серии статей мы поговорим об одной из наиболее важных составляющих фотографии — освещении.

Охота за светом. Часть 1. Фотографируем в режимное время

Как отличить на плоскости изображения объёмный предмет от двухмерного? Благодаря светотеневому рисунку: бликам и теням.

На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» — свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали. На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» — свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали.

Один и тот же сюжет, сфотографированный при разном освещении. В первом случае фотограф просто сделал кадр в дневное время, не задумываясь над освещением.

Один и тот же сюжет, сфотографированный при разном освещении. В первом случае фотограф просто сделал кадр в дневное время, не задумываясь над освещением.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.
А во втором он дождался более выгодного света и получил более выразительный кадр.

А во втором он дождался более выгодного света и получил более выразительный кадр.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Фотографы, работающие под открытым небом, зависят от естественного освещения, которое даёт нам природа. Управлять им и настраивать его под себя практически невозможно. Да, в портретной фотографии используют специальные рассеиватели и отражатели, вспышки. Но все эти меры могут применяться лишь на небольших дистанциях.

Очевидно, что освещение будет меняться в течение дня вместе с положением Солнца на небе. Также освещение будет зависеть от погоды и даже от времени года.

В какое время лучше фотографировать, чтобы получить выразительные кадры?

Режимное время

Когда речь заходит о поисках выгодного для съёмки освещения, в первую очередь вспоминают термин «режимное время». Он актуален для любых съёмок: пейзажной, портретной, тревел-фотографии. Фотографы, снимающие на улице, используют период режимного времени в своих целях.

Когда случается режимное время? Оно привязано к двум ключевым точкам: к моменту восхода Солнца и к моменту его захода.

Режимное время — это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Разумеется, по прошествии часа после восхода хороший свет никто резко не отключит. Просто постепенно выгодное освещение сойдёт на нет. Временные рамки, указанные выше, носят ориентировочный характер, очень многое зависит как от местности, времени года и погоды, так и от ваших требований к освещению.

Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».

Голубой час: 1 час до рассвета, 1 час после заката.

День для фотографа начинается примерно за час до рассвета. В это время ночь постепенно сменяется предрассветными сумерками. Уже достаточно светло, чтобы фотографировать, при этом свет мягкий, рассеянный и имеет голубоватый оттенок. Поэтому этот период часто называют голубым часом.

У голубого часа есть одна особенность: пока на земле всё находится в тени, небо постепенно окрашивается рассветными красками. Так же будут окрашиваться объекты, находящиеся на высоте (например, горные вершины), ведь на них попадают прямые лучи от Солнца, которое для нас ещё не взошло.

Вечер. Солнце уже зашло за горизонт, церковь находится в тени. При этом вершины гор ещё освещены прямыми солнечными лучами, поэтому они окрасились в яркие цвета.

Вечер. Солнце уже зашло за горизонт, церковь находится в тени. При этом вершины гор ещё освещены прямыми солнечными лучами, поэтому они окрасились в яркие цвета.

Если вы собрались фотографировать рассветное небо, можно начинать примерно за полчаса до самого рассвета, а в случае вечерней съёмки — приступить к этому уже после захода. Так вы получите красиво окрашенное небо и избавите себя от серьёзных проблем с динамическим диапазоном, когда небо не столь яркое, как при Солнце, находящемся над горизонтом.

Вечером после захода Солнца тоже случается голубой час. Но всё происходит в обратном порядке: небо постепенно бледнеет, на улице становится темнее, и наступают сумерки.

Золотой час: 1 час после восхода, 1 час до захода; рассвет и закат.

Итак, Солнце появилось над горизонтом, а в случае вечерней съёмки — вот-вот закатится за него. В этот момент начинается следующий характерный период — золотой час. В это время Солнце, находящееся низко над горизонтом, даёт приятный золотистый свет, нанося «позолоту» на окружающие предметы. Утром и вечером солнечный свет проходит через атмосферу Земли более длинный путь, нежели днём. От этого он рассеивается, становится более мягким, не отбрасывает таких контрастных теней, как в дневное время. Это идёт на пользу снимкам.

У начинающего фотографа может сложиться впечатление, что все эти голубые и золотые часы нужны лишь тем, кто желает снимать красивые восходы или закаты. Это не так. Пока Солнце находится около горизонта, его свет подойдёт для любых видов съёмок, ведь в этот промежуток времени оно отлично передаёт объём и фактуру предметов.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.

Конечно, режимное время отлично подходит и для съёмки портретов. Поскольку мы имеем дело с довольно рассеянным и при этом весьма эффектным освещением, в золотой час можно делать очень выразительные кадры.

Один из приёмов, который вы можете попробовать в золотой час — съёмка портретов в контровом освещении, когда солнце находится за спиной модели.

Один из приёмов, который вы можете попробовать в золотой час — съёмка портретов в контровом освещении, когда солнце находится за спиной модели.

Утреннее и вечернее режимное время. В чём отличия?

  • Главное отличие — утром и вечером Солнце светит с разных сторон, ведь садится и заходит оно в разных частях неба. Поэтому утром и вечером одно и то же место может быть освещено совершенно по-разному. А значит, в некоторых местах выгоднее фотографировать вечером, в некоторых — утром.

  • Нередко утренние голубой и золотой часы сопровождаются туманами, а на природе ещё и обильной росой, инеем или изморозью. Эти явления тоже могут украсить ваши кадры. В вечернее режимное время они обычно бывают не такими сильными, да и случаются реже.

  • Утром холодно. Рано утром обычно гораздо холоднее, чем днём или вечером, поэтому одевайтесь на утреннюю съёмку очень тепло, подумайте о своём комфорте и здоровье. Скорее всего, чтобы быть на месте съёмки в нужное время, выходить вам придётся затемно. Чтобы ориентироваться на местности, возьмите с собой фонарик. Удобнее пользоваться налобным фонарём: он освободит ваши руки.

  • Особенность раннего утра в городе — отсутствие прохожих на улице: все ещё спят. Следовательно, есть возможность сфотографировать даже самые оживлённые места города без людей.

  • В утренний золотой час солнечный свет имеет золотистый оттенок, тогда как в вечернее время освещение красноватое.

Выбираем фототехнику. На что снимать закаты и рассветы?

  • Камера с большой матрицей, широким динамическим диапазоном и ручными настройками. Большая матрица даст низкий уровень цифрового шума и высокое качество изображения. Широкий динамический диапазон позволит показать на снимке все детали как на ярком небе, так и на тёмных участках земли. Ручные настройки помогут сделать кадр нужной яркости — автоматика в режимное время порой ошибается в настройке параметров экспозиции и баланса белого. Исходя из этих требований, отличным выбором станет зеркальная фотокамера. Подойдут даже самые доступные модели, например, Nikon D3300. Более продвинутые аппараты (например, Nikon D750 или Nikon D810), помимо отличного качества изображения и удобства в управлении, обладают ещё одной важной характеристикой — они защищены от влаги. Это особенно актуально в утренние часы, когда кругом роса и туманы.
Фотокамера Nikon D750

Фотокамера Nikon D750

  • Как выбрать объектив? Начинающий фотограф может пользоваться и китовым объективом (из комплекта к фотоаппарату), он вполне подходит для таких съёмок. Но для пейзажной съёмки может не хватить его угла обзора. Тогда стоит присмотреться к широкоугольнной оптике. Для «кропнутых» фотокамер хорошим выбором станет объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor, для полнокадровых — Nikon AF-S 18-35MM F/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon AF-S 16-35MM F/4G ED VR Nikkor. Для портретов же удобнее использовать светосильные объективы с фокусным расстоянием от 35 мм. Классическим выбором станет «полтинник», то есть объектив с фокусным расстоянием 50 мм, например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Все эти объективы не только обладают хорошей резкостью, но и хорошо справляются со съёмкой в контровом свете, не давая сильных бликов на фото. Это качество также очень важно при съёмке в режимное время.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

Несмотря на солнце в кадре, бликов на фото нет. Кадр сделан на объектив Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor.

Несмотря на солнце в кадре, бликов на фото нет. Кадр сделан на объектив Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
  • Для съёмки пейзажей нужен штатив. До рассвета на улице ещё не так светло, как днём. Прибавим к этому то, что пейзажи снимают на закрытых диафрагмах для получения большой ГРИП. А значит, фотографировать придётся на длинных выдержках. Где длинные выдержки, там и штатив: без него резких и качественных кадров не получится. А вот для портретной, уличной или репортажной съёмки света будет достаточно, если фотографировать на открытых диафрагмах. При этих видах съёмок штатив чаще является обузой.

Как фотографировать в режимное время? Практические советы

  • Наблюдайте за природой. Когда вы последний раз встречали рассвет? Не из окна квартиры, бросив в его сторону сонный взгляд перед выходом на работу, а более осознанно? Попробуйте изучить этот процесс в динамике: вы увидите как быстро меняются краски неба и освещение вокруг, как просыпается природа или город. В первый раз вы можете вообще не брать с собой фототехнику — используйте собственные глаза. Такой визуальный опыт очень полезен для фотографа.

  • Спланируйте съёмку. Заранее найдите место, выберите подходящие точки съёмки. Узнайте точное время и место на небе, где будет восход или заход Солнца. Далеко не всегда Солнце восходит строго на востоке, а садится на западе. В зависимости от времени года Солнце встаёт и садится в разных местах. Спланировать съёмку помогут специальные приложения для смартфона. То же можно сделать на этой веб-странице — достаточно указать на карте приблизительное место съёмки и выбрать нужную дату. Сайт покажет, в какой стороне и в котором часу будут закат и восход.

  • Проверьте прогноз погоды. Если обещают пасмурную погоду, то никакого режимного света мы не увидим — освещение будет точно такое же, как и в пасмурный день. Для съёмки в режимное время хорошо подходят ясные дни или погода с переменной облачностью.

  • Солнце не будет вас ждать. Не опаздывайте на съёмку! Помните, что вам потребуется как минимум 15 минут, чтобы начать снимать: нужно разведать место, выбрать точки съёмки, настроить аппарат. Если вы готовитесь к портретной съёмке в режимное время, не забывайте, что и вы, и модель можете опоздать. Для подстраховки лучше договориться о встрече на час раньше.

  • Не спешите фотографировать само Солнце. Первое, что делает новичок при виде рассвета или заката — начинает снимать крупным планом Солнце и красивое небо. Но посмотрите лучше по сторонам: в режимное время вся природа преображается. Учитесь находить интересные сюжеты! Пусть небо и Солнце будут лишь фоном для ваших кадров, а сюжеты ищите на земле. Опушка леса, цветы, дома, горы, берег реки, детали городского ландшафта — всё это можно включить в свой кадр.

На кадре с замком нет никакого солнца, однако на стенах и на башне замка можно увидеть ту самую солнечную «позолоту». Благодаря тому, что замок освещён сбоку только что взошедшим Солнцем, отлично передан его объём.

На кадре с замком нет никакого солнца, однако на стенах и на башне замка можно увидеть ту самую солнечную «позолоту». Благодаря тому, что замок освещён сбоку только что взошедшим Солнцем, отлично передан его объём.

  • Сделали красивый кадр? Попробуйте переснять его через 10 минут. Освещение в режимное время может меняться очень быстро. Попробуйте сфотографировать один и тот же сюжет несколько раз с перерывом в несколько минут, и вы заметите разницу. Делайте дубли, сравнивайте результаты и выбирайте лучшие кадры!

  • Учитывайте рельеф местности! Особенно этот совет актуален для горной местности и городов. И там, и там есть много высоких объектов (горы, высокие дома), которые могут спрятать от нас момент восхода или захода Солнца. Вместо красивого освещения мы получим просто тень. С другой стороны, если правильно подгадать условия съёмки, мы можем с выгодой для себя использовать рельеф местности. Например, застать моменты, когда свет красиво падает на те же самые горы или дома. Учесть такие моменты поможет планирование съёмки.

В этом горном ущелье не бывает рассветного и закатного освещения: правая горная гряда закрывает его от закатного света, а левая — от рассветного. Поэтому и утром, и вечером здесь тень. Зато закатное Солнце осветило высокую гору на заднем плане. Это не повод отказываться от съёмки в этом месте, но важно учитывать этот факт.

В этом горном ущелье не бывает рассветного и закатного освещения: правая горная гряда закрывает его от закатного света, а левая — от рассветного. Поэтому и утром, и вечером здесь тень. Зато закатное Солнце осветило высокую гору на заднем плане. Это не повод отказываться от съёмки в этом месте, но важно учитывать этот факт.

В следующей части статьи мы поговорим съёмке в дневное время и рассмотрим другие выгодные для съёмки условия освещения, которые можно встретить. Оставайтесь с нами!

Дата публикации: 24.07.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей