Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Свадебная фотография. Как упростить себе жизнь и остаться оригинальным

Дата публикации: 21.11.2016

«Проект NikonPro»

Свадьба — это кульминация взаимоотношений пары, эмоциональный пик, день безудержного счастья, и мне трудно понять серьёзные фотографии с этого торжества. Когда человек счастлив, он улыбается и смеётся. И я стараюсь добиться этих чувств на фотосессии. Я стараюсь делать снимки, выходящие за пределы узкого жанра свадебной фотографии, стараюсь, чтобы их содержание, свет, эмоции и сам сюжет могли жить самостоятельной жизнью, отдельно от героев этих снимков. Начинающему фотографу может показаться, что оригинальная интересная фотография требует чрезмерных технических и творческих сложностей процесса. Я намерен развеять эти мысли примерами из своего опыта.

Свадебная фотография. Как упростить себе жизнь и остаться оригинальным

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Универсальность и человеколюбие

Вход в свадебную фотографию очень прост, достаточно купить камеру и назвать себя профессионалом. Однако эта простота обманчива. В реальности настоящая творческая свадебная фотография как направление включает в себя многие жанры: и пейзаж, и портрет, и репортаж, и натюрморт, и даже макро.

Свадьба — это зона положительных эмоций и энергетики, в которой противопоказано находиться в состоянии негатива. Я люблю людей, люблю наблюдать за ними. В мире мало профессий, которые позволяют войти в другую семью и провести в ней целый день. Но я уверяю вас, больше 90 % фотографов не используют эту возможность! Я часто вижу, как они стоят в сторонке. Сделают пару кадров — и отходят. А надо жить внутри событий, которые происходят на свадьбе, погружаться в них с головой, проживать этот день вместе с молодожёнами и их гостями.

Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Надёжная многофункциональная техника

У меня есть камеры Nikon D810, две D750, топовая D4s. Так вот, свадьбы я снимаю только двумя D750. Не пользуюсь тяжёлой D4S, потому что большой «кирпич» носить с утра до вечера утомительно. Впрочем, было время, когда я снимал двумя Nikon D4, но это в прошлом.

А вот Nikon D750, на мой взгляд, оптимальная камера по соотношению цены и качества. У неё изумительная картинка с необычайно высоким динамическим диапазоном. Условия при свадебной съёмке сложные: белое платье невесты, тёмный костюм жениха, яркий солнечный свет днём, — нужно, чтобы все детали присутствовали и в светах, и в тенях. Ещё несколько лет назад всё это было непростой задачей для цифровой фототехники. В новом поколении камер Nikon эта проблема полностью решена.

Большим бонусом является откидной экран у D750. Снимать с точки зрения человеческого роста не всегда интересно, хочется разных ракурсов. И с откидным экраном больше не нужно лежать в грязи и пыли, чтобы снять кадр от уровня земли.

Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/320
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/320
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Уберечь себя от непоправимой ошибки

Вообще две камеры — необходимое условие для свадебного фотографа. Это касается любой событийной съёмки, повторить которую невозможно. Проводить свадьбу дважды никто не станет, если у вас всего одна камера и с ней что-то случилось. Несколько лет назад я снимал свадьбу на Сицилии. Древний итальянский городок, посреди площади стоит пара, вокруг — гости, которые специально прилетели на торжество из России. Я бегаю вокруг, снимаю молодожёнов во всех возможных ракурсах. Поднимаю камеру и вижу, что у меня ломается затвор (к слову, это был непродолжительный период, когда я снимал камерой другого производителя). Я просто перекинул объектив на другую камеру и продолжил съёмку. Представьте себе, если бы у меня не было запасной… Я бы, наверное, этот позор не смог смыть до конца своих дней. Какое в таком случае может быть оправдание?! К тому же сам процесс съёмки двумя аппаратами, когда не тратится время на смену объектива, заметно ускоряется.

Что касается выбора оптики, всё зависит от размаха свадьбы. Если это грандиозное событие с большим количеством гостей, где нужно много передвигаться, я снимаю зумами: NIKKOR 24-70mm и 70-200mm. Иногда 85mm f/1.4. Если свадьба камерная, что чаще всего у меня случается (это когда присутствуют только молодожёны и их друзья — очень модное направление свадеб без серьёзных материальных затрат), здесь я работаю только фиксами. Конечно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием дают интересную картинку. Но это заметно только фотографу! Ни один клиент за 14 лет моих съёмок не сказал: «О, так это ж вы зумом сняли, а вот это — фиксом!». Хорошая картинка окупает всё, и неважно, чем это снято.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Преимущества естественного света

Я очень люблю свет от витрин, фонарей, улиц. Вот падает солнечный свет на дом, отражается от окон, стен, окна дают блики… Я обожаю ходить по центру Москвы ярким солнечным днём в любое время года. Когда солнце находится в зените (когда учебники по фотографии не рекомендуют проводить съёмку), городская атмосфера наполнена прекрасным светом отражений, рефлексов и бликов. Солнце может быть врагом только в чистом поле в полдень, где нет никаких отражающих поверхностей. Но и тогда можно найти интересное по свету решение.

Главная задача фотографа — сделать фото выразительным. А света, который позволит сделать кадр объёмным, очень много даже в серый хмурый день. Обратите внимание на естественные поглотители света — арки, кроны деревьев, тёмные стороны домов… То же самое и при съёмке в помещении, например, в доме невесты. Необязательно использовать только свет от окна, смело берите в оборот лампы, торшеры — всё, что светится. Современные камеры позволяют фотографировать с высоким значением ISO. Часто я снимаю с ISO 10 000 единиц — и никакого шума, который был виден на мониторе компьютера при увеличении 100 %, на отпечатке 30х40 см просто нет.

Разнообразить фотосессию можно искусственным дождём. Помните кадры из фильма «А я иду, шагаю по Москве», где девушка идёт под дождём босиком, а парень кружится вокруг неё на велосипеде? Всё это снято с помощью поливалок пожарных машин. Насколько эффектно это смотрелось! Так почему мы не можем это сделать на съёмке романтической истории? А для имитации дождя будет достаточно бутылки воды и помощи бесплатного ассистента из числа гостей.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Взаимодействие с парой

Я очень не люблю стандартную постановку и заученные позы. Наша задача — раскрыть и показать взаимоотношения в паре, а не составить протокол собравшихся по торжественному случаю. Отказываясь от этого штампа, я создаю на площадке управляемый хаос. Чем больше движения, суматохи — тем больше шанс поймать интересный кадр. Зачастую люди не обладают бешеным темпераментом и ведут себя скромно, даже сверхскромно. Чтобы вывести их из этого состояния, нужно вовлечь их в какой-то процесс, движение. Попросите ребят подвигаться: потолкаться, стоя плечом к плечу; потанцевать под музыку; отвернуться в стороны, а затем по команде резко обернуться и посмотреть друг на друга. Пусть они немного поиграют, подурачатся, расслабятся. Сделав в первые же минуты интересный кадр, вы завоюете безоговорочное доверие пары.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Чувство момента

Кстати, я не рекомендую снимать в режиме серийной съёмки. Старайтесь выработать в себе ощущение решающего кадра. То, о чём говорил Картье-Брессон: нам интересна только кульминация действия.

Как только первый интересный кадр сделан, я тут же подхожу и показываю его молодожёнам. Каким бы красивым ни было ваше портфолио, пара пока не представляет себя на ваших фотографиях. Для них кадры с другими людьми — как съёмка с моделями. Почему-то именно себя люди часто не могут представить такими же счастливыми, лёгкими и раскованными. И в процессе вот этого небольшого представления, хаоса, они улыбаются и выглядят органично — потому что забывают, что находятся на съёмке, они не позируют. Если можете использовать на фотосессии музыку — очень здорово. Максимум движения, ни одной остановки, сохраняйте темп на протяжении всей фотосессии. И не забывайте показывать хорошие кадры молодожёнам.

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Разноплановые места для съёмки

Я стараюсь менять локации как можно чаще. Потому что, когда несколько часов снимаешь в парке, как бы ты ни ухищрялся, сразу понятно, что вся съёмка прошла в одном месте. А если чаще менять локации, уже всё иначе: новый свет, новый фон, раздвигаются границы и длительность во времени значительно увеличивается. И тогда сложится ощущение, что вы несколько дней путешествовали с парой. Поэтому призываю вас не снимать на одном месте и не делать повторов поз и сюжетов, чтобы фотосессия была максимально разнообразной.

Не забываем про гостей

Ошибка абсолютного большинства свадебных фотографов — пытаться всеми силами избавиться на фотосессии от гостей, забрать пару на прогулку и работать только с ней. Я беру на фотосессию всех: родственников, друзей. Гости — это же настоящие статисты и массовка, которые бесплатно сделают всё, что вы захотите! Вы можете заставить их в буквальном смысле работать на вашу идею. Просите их что-то делать в кадре, вовлекайте в игру. Ищите новые ракурсы — например, снимите компанию с верхней точки.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Экономичная постобработка

За что люблю Nikon — я практически перестал снимать в формате NEF, потому что последнее поколение камер даёт замечательный по качеству JPEG. Я снимаю JPEG + NEF только на всякий непредвиденный случай, если вдруг будет ошибка в экспозиции. И кстати, цвет кожи, который дают топовые камеры Nikon, не нуждается в дополнительной обработке.

Снимаю я только в ручном режиме, потому что мне важно получить предсказуемый результат. К тому же это существенно сокращает время обработки: на каждой из локаций, если не меняются условия освещённости, я делаю 10–20–50 снимков с одной экспозиционной парой, затем делаю обработку только одного кадра, и уже эти параметры (пресет) распространяю на остальную группу.

Очень полезный момент: выработать в себе качество делать композицию окончательной, без планов на обрезание кадра при обработке. Тогда постобработка заключается только в отборе кадров. Это освобождает колоссальное количество времени!

Весь процесс подготовки состоявшейся съёмки занимает у меня один день. Сажусь с утра за Lightroom, и к вечеру у меня готовы фотографии (не больше 1000) и предварительный макет фотокниги.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 800
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 800
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED

Поиск вдохновения и копилка идей

Для меня неисчерпаемый кладезь идей — кинематограф. Включите фильм, не наблюдайте за главными героями, а посмотрите, что делают остальные, присутствующие в кадре, как работает свет, как создаётся атмосфера. Смотрите много качественных, снятых известными операторами фильмов, делайте скриншоты и собирайте эти идеи, чтобы претворять их в жизнь на съёмках. Более того, вы удивитесь, но я считаю, что фильм практически любого жанра можно назвать свадебным, так как во всех фильмах есть взаимоотношения мужчины и женщины. Поэтому каждый из этих фильмов способен подарить вам множество идей для ваших фотосессий. Комедии Гайдая, например, дают замечательные идеи, в них много движения и юмора. Здорово смотреть немое кино, где упор сделан не на слово, а на движение. Смотрите фильмы Чарли Чаплина, Бастера Китона, Лени Рифеншталь и более поздних классиков — Бернардо Бертолуччи, Андрея Тарковского и многих других авторов.

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Как и любое человеческое качество, визуальную эрудицию можно в себе воспитать, и чем больше вы впитаете качественных изображений, тем быстрее сами будете фонтанировать идеями на фотосессиях. А это обязательное условие успеха свадебного фотографа!

Дата публикации: 21.11.2016
Комментировать
F6733134 4fda 498b a2cf 7a9cbad39b6b square 100
Рустам Хаджибаев

Рустам Хаджибаев – фотограф, снимающий все, что касается взаимоотношений двух любящих людей: свадьбы, свадебные путешествия и love story. Самое важное для него в работе – непосредственное общение с людьми и возможность видеть их реакцию на то, что он делает.

Первой камерой Рустама был маленький пленочный аппарат «Смена-8М», потом был зеркальный «Зенит». Затем, по словам Рустама, он начал «бредить камерами», долгие годы мечтал купить Nikon F2. Так, история Рустама и Nikon длится уже 30 лет. Сегодня фотограф является амбассадором Nikon в России.

Учиться фотографии Рустам начал самостоятельно в детстве, записался в фотографический кружок в Дом Пионеров. Руководитель кружка научил мальчика азам фотографии и тому, что Рустам теперь считает самым главным для фотографа – пониманию того, как работает свет.

Важным шагом на пути к свадебной фотографии для Рустама было преодоление стеснительности. Это была чудовищная борьба с собой, фотограф долго шел к тому, чтобы сломать этот барьер и научиться общаться с людьми.

Рустам не участвует в конкурсах свадебный фотографии, так как убежден, что это лишь способ найти новых клиентов. Он заказчиков не ищет, так как его клиенты «происходят от клиентов предыдущих».

Источником вдохновения для Рустама являются путешествия и искусство, и особенно кино. «Я уверен, что любое кино – свадебное. В любом жанре присутствуют отношения мужчины и женщины», - говорит Рустам.

Подробнее о Рустаме Хаджибаеве можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Наши тесты Nikon D810

Развернуть весь список

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей