Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Снимаем спектакль

Дата публикации: 03.11.2017
Снимаем спектакль NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/20 с, 86.0 мм экв.

Меня зовут Марк Олич. Я театральный фотограф. И в этой статье мы продолжим цикл тем о фотосъёмке в театре.

В этом проекте передо мной стояла очень непростая задача. Работая за кулисами, нужно было передать свои впечатления от всего спектакля так, чтобы кадры сложились в единую историю, не рассыпаясь на сцену и закулисье. Спектакль сложный, драматичный, но тем интереснее. Итак, место действия — театр.

Техника

Основная моя камера — Nikon D4. Её возможностей хватает на съёмки почти любого плана — от неспешной художественной до жёсткого репортажа, когда важны доли секунды. Тема проекта очень помогла в выборе оптики, все кадры я делал одним и тем же объективом — AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II. Конечно, это телеобъектив, но, работая издалека, на 70 мм можно получить достаточно широкую картинку. Для крупных же планов годятся любые фокусные расстояния этого объектива. Работа стабилизатора, включённого в режиме Normal, оказалась выше всяческих похвал. И это при том, что у меня не было единой точки съёмки, нужно было постоянно перемещаться в пространстве закулисья, кадры очень часто снимались на пределе возможного. Анализируя съёмку, я постоянно натыкался на цифры 1/50, 1/30, 1/15 при фокусных расстояниях, близких к 200 мм. Камера всё время была в руках, я не использовал ни штатив, ни монопод, но смаза от тремора не было вообще!

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/60 с, 200.0 мм экв.

Всё многообразие сюжетов спектакля в итоге свелось к двум: одиночество и взаимодействие или, иначе, — соло и дуэты.

Одинокий герой в толпе или за шаг до выхода на сцену — что это значит для фотографа? Не зевай, открывай пошире диафрагму и выбирай фокусное расстояние поближе к 200 мм — это поможет выделить, оторвать от фона и противопоставить героя массовке.

Секреты

Один из дополнительных приёмов, хорошо работающих в театре, — изменение точки съёмки. Постоянно передвигаясь, снимая то с вытянутых над головой рук, то почти лёжа под ногами у актёров, я старался найти для каждого момента свой, неповторимый кадр.

Где бы вы не снимали, ищите верную, лучше всего передающую ваше впечатление точку съёмки. Всё, от классики до самого смелого ракурса, может стать именно тем уникальным кадром, ради которого и затевается фотосъёмка. Экспериментируйте, анализируйте отснятый материал, причём делайте это постоянно.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/160 с, 70.0 мм экв.

Одна из основных трудностей при работе за кулисами — корректный экспозамер. Экспонометр камеры просто теряется от ежеминутной смены освещённости, когда темнота и нестерпимый свет софитов в шаге друг от друга; доверять автоматике в таких условиях не стоит. Я предпочитаю снимать с полностью ручными настройками камеры и меняю их постоянно, действуя по логике сюжета, динамики в кадре и общей освещённости. Это несложно и даёт в условиях театра возможность быстро и точно выставлять экспозицию.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/160 с, 145.0 мм экв.

Дуэты, диалоги, взаимодействие героев в кадре — ещё одна важная задача для фотографа. Я люблю снимать сюжеты, в которых можно выстроить отношения. И для этого одинаково интересна и сцена с развивающимся на ней действием, и моменты, происходящие за кулисами. Не забывайте про руки персонажей — руки в кадре часто говорят не меньше, чем глаза.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/250 с, 70.0 мм экв.
NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/20 с, 70.0 мм экв.

Нюансы

Два слова о технике. Съёмка спектакля начинается вовсе не в здании театра, всё куда сложнее. Для того, чтобы ваша камера и оптика всегда, даже в самых сложных ситуациях, работали на пятерку, нужно посвящать им время и грамотно ухаживать. Стёкла всегда должны быть идеально чистыми. Я пользуюсь небольшим набором инструментов — кисточка, ткань, жидкость Eclipse. Не использую в театре фильтры, в том числе и защитные — предпочитаю рисковать, но не загружать оптическую схему объектива лишними стёклышками. А ещё стараюсь регулярно сдавать камеру и оптику в сервис-центр для полной чистки и юстировки. Результат — быстрая и всегда точная фокусировка.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/250 с, 175.0 мм экв.

И не забываем самое главное — в съёмке важен прежде всего авторский взгляд фотографа, то есть понимание процесса, знание деталей, даже предвидение момента. И, конечно, удача!

Желаю вам удачи на съёмках, где бы они не происходили: в театре, в студии или на космодроме!

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/200 с, 112.0 мм экв.
NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5, 1/500 с, 200.0 мм экв.
NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/100 с, 70.0 мм экв.

Фотографии сделаны во время съёмки проекта «Анна Каренина». Мариинский театр, балерина — Ульяна Лопаткина. 2015 год.

Дата публикации: 03.11.2017
Комментировать
0835de39 e337 4ea5 92d8 df9a7a36fd4b square 100
Марк Олич

Театральный художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Работает в Мариинском театре, сотрудничает с российскими и зарубежными балетными труппами, ведущими фестивалями современного и классического танца, самыми знаменитыми балеринами. Преподаёт, ведёт авторский курс театральной фотографии в рамках фестиваля Context, несколько лет проводит мастер-классы на фестивале Dance Open. По словам Марка, фотография приобретает завершённость только будучи напечатанной. Много лет он посвятил поиску и совершенствованию техник создания фотографического отпечатка на художественных материалах и останавливаться пока не намерен. Узнаваемый стиль, знание предмета и талант делают его одним из самых востребованных современных фотографов театра.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей