Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Натюрморт: как снимать всплески

Дата публикации: 26.04.2018
Натюрморт: как снимать всплески NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/125 с, 105.0 мм экв.

.Один из самых удачных вариантов натюрморта — это натюрморт с фруктами. Фотографировать фрукты можно «как есть», они настолько фотогеничны, что в любом случае получится отличный кадр. А можно немного усложнить задачу и сфотографировать их в виде фруктового льда — с левитацией и всплесками.

Техника

Главное, что нужно знать при съёмке всплесков — они «замораживаются» не скоростью установленной выдержки, а скоростью импульса вашего источника света. То есть, сцена освещается на доли секунды (от 1/4000 секунды и еще быстрее) и камера фиксирует только то, что происходит в этот короткий момент. Как только импульс от вспышки пропадает, сцена погружается в темноту.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/125 с, 105.0 мм экв.

Выдержка здесь практически не влияет на готовую картинку. Конечно, если она будет очень долгой, во время экспонирования на матрицу попадёт паразитный свет от окон или ламп, которые не задумывались как часть вашего светового рисунка. Поэтому лучше всего установить выдержку на значение синхронизации (минимальная выдержка, при которой шторки затвора не попадают в кадр). Она зависит от модели камеры и вспышки, но обычно составляет 1/160 или 1/250 секунды.

Я использую две вспышки Nikon Speedlight SB-910. Если снизить мощность каждой из них до 1/8 или лучше до 1/16, импульс (время, в течение которого будет освещена сцена) будет достаточно коротким, чтобы «заморозить» движение воды в воздухе. Кроме того, на этой мощности вспышки довольно быстро перезаряжаются, что позволяет включить серийную съёмку и сделать несколько кадров подряд.

Что касается камеры, подойдёт любая, которая может нормально взаимодействовать с импульсным светом. Например, профессиональная D850 или любительская 5200. Я использую Nikon D800 с объективом Nikon 105mm f/2.8 FX AF MICRO-NIKKOR, который очень удачно сжимает пространство, позволяя работать с фонами небольших размеров. Также этот объектив даёт кадры с высокой резкостью, что позволяет делать максимально чёткие снимки.

Реквизит

Нам понадобятся:

  • формы для мороженого (лучше всего в виде узнаваемой формы эскимо);
  • средства крепления фруктов в воздухе (если нет профессиональных зажимов, на помощь придут иглы, спицы, малярная лента и даже «кирпич» флористической пены);
  • шприц для разбрызгивания воды и маленькие рюмки для всплесков покрупнее;
  • фрукты;
  • пищевой краситель;
  • источник света, пригодный для съёмки всплесков (в моем случае — две накамерные вспышки);
  • камера и штатив.

Подготовка

Главным героем кадра будет фруктовый лёд, его можно сделать по любому рецепту. Хорошо, если он останется прозрачным и в нем будут видны ломтики фруктов (дистиллированная вода в этом случае намного полезней кипячёной). Я просто положила в каждую форму для мороженого по кусочку фрукта, залила лимонадом и поставила в морозилку на пару часов. Мне не нравится то, как выглядят палочки, которые идут в комплекте к моим формам для мороженого, поэтому я заменила их на обычные деревянные палочки для эскимо.

Композиция

Мне нравится, когда всплеск неочевидным образом взаимодействует с гравитацией, в данном случае — поднимается от фруктового льда, а не падает вниз. Для этого нужно закрепить мороженое «вверх ногами», разместив под ним ломтики фруктов и оставив место для всплеска. Фрукты отлично крепятся с помощью тонких игл и зажимов для рукоделия, а в их отсутствие — с помощью деревянных шпажек, воткнутых в кусок флористической пены или пенопласта.

Лучше всего на время работы над композицией и светом заменить фруктовый лёд дублёром — любым не тающим объектом (хотя бы линейкой),— и внести главного героя уже в самый последний момент, когда всё будет готово.

Свет и настройки

Чтобы «заморозить» всплески, установите вспышку на низкую мощность (от 1/8 до 1/128 от общей мощности). Это позволит получить очень короткий импульс и запечатлеть невидимое глазу движение. Помните, что всплеск фиксируется не короткой выдержкой (длина допустимой выдержки зависит от модели вспышки, в моём случае выдержка синхронизации составляет примерно 1/160 секунды), а именно импульсом. Сцена освещается на очень короткое мгновение, и если вспышка не включена, камера должна зафиксировать абсолютную черноту, поэтому закройте все посторонние источники света, которые могут повлиять на сцену.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/125 с, 105.0 мм экв.
NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/125 с, 105.0 мм экв.

У меня вспышек две. Рисующая находится в стрип-боксе слева и чуть позади сцены, заполняющая — за большим диффузором справа. На снимках видно, как они включаются одна за другой, вначале рисующая (она заставляет мороженое и полупрозрачную мякоть апельсинов светиться), потом заполняющая (она делает тени светлее и формирует объём).

Не забудьте поставить камеру в режим серийной съёмки, чтобы сделать несколько фотографий подряд.

Съёмка

Теперь можно вносить настоящий фруктовый лёд и начинать съёмку! Возьмите немного воды, подкрашенной в цвет льда (в моем случае у воды лёгкий светло-оранжевый оттенок) и с помощью шприца или рюмки полейте сцену со льдом и фруктами, снимая процесс. Попробуйте несколько вариантов разбрызгивания, пока не получится красивый «антигравитационный» всплеск. Лучше всего стараться «разбить» всплеск о заднюю часть мороженого — так, чтобы он не закрывал контур льда и очертания фруктов внутри.

Если брызгать из шприца прямо на лёд, поток воды будет разбиваться на мелкие капли и те, что не попадут в зону фокуса, превратятся в красивое круглое или полигональное боке.

Обработка

Всё готово, осталось только выбрать лучший снимок и чуть-чуть его «причесать». Первым делом переворачиваем картинку так, чтобы палочка фруктового льда была внизу, а всплеск шёл вверх. Увеличиваем контраст и чуть добавляем яркости фруктам. С помощью Clone Stamp или Patch убираем видимые поддержки. Вуаля!

Можно повторить процесс с другими фруктами, и собрать все итерации в общий снимок — будет ещё эффектнее! Поскольку все три фотографии сняты на однородном фоне, собрать их в одну картинку несложно: положите каждую на отдельный слой, создайте для каждого слоя маску (Layer Mask) и мягкой кистью закрасьте детали, которых не должно быть видно.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/125 с, 105.0 мм экв.
NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/125 с, 105.0 мм экв.

Попробуйте поэкспериментировать с фонами, с формой и направлением всплеска, а также с непрозрачными жидкостями (молоко, оттенённое пищевыми красителями, выглядит очень интересно). Попытайтесь не превратить место съёмки в эпицентр сладкого хаоса и наслаждайтесь процессом!

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/125 с, 105.0 мм экв.

Вдохновения и красивых снимков!

Дата публикации: 26.04.2018
Комментировать
35864782 1e27 4c23 8095 da8426027348 square 100
Дина Беленко

Предметный фотограф, рассказывающий живые истории о неживых вещах. Человек с бумажными динозаврами, проволочными деревьями, кофемашиной Руба Голдберга, сверхновой из бенгальского огня, черной дырой в кофейной чашке, приветами Дугласу Адамсу и Весу Андерсону, дирижаблем над горячим чаем, вафлями Пенроуза, карманным НЛО, лабиринтами из всего на свете и звездным печеньем.
Официальный представитель 500px, автор творческого курса «Сладости для Гермионы», энтузиаст подхода «красивые фото можно снимать даже на коленке».
Занимается рекламной и художественной съемкой, пишет обучающие статьи для российских и зарубежных журналов, делится бэкстейджами и вдохновением для фотографий с историей.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей