Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

9 советов по тревел-фотографии. Приемы и аксессуары, которые улучшат ваши кадры

Дата публикации: 31.05.2021

Кто-то сталкивается с тревел-фотографией в работе, кто-то — просто во время путешествий: любую поездку можно превратить в фототур. В этом уроке мы поделимся советами о том, как привезти с собой больше цепляющих снимков. Особенно полезно будет начинающим фотографам, но и профи смогут вдохновиться и дополнить материал своими советами в комментариях.

9 советов по тревел-фотографии. Приемы и аксессуары, которые улучшат ваши кадры NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 1/3200 с, 18.0 мм экв.

1. Организация — ключ к успеху

Если цель поездки — привезти больше крутых фотографий, придётся проявить дисциплину. Как правило, когда не знаешь, что и где снимать, на месте просто теряешься. Уверен, такая ситуация знакома многим: приехали куда-то, увидели красивейший закат… А как его снять, куда бежать, где открывается лучший вид — неизвестно. Такие моменты могут разочаровать.

NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 15 с, 70.0 мм экв.

Поэтому важно выверять маршрут и отмечать точки для съёмок. Заранее продумайте сюжеты, композицию. Сейчас можно найти терабайты снимков из разных точек планеты в качестве референсов: ваши инструменты — хештеги и геолокация, поиск в браузере, карты и панорамы Google и Яндекс. Я составляю маршруты так, чтобы на каждую локацию приходилось по несколько точек для съёмки в хорошую и плохую погоду.

Любое путешествие для фотографа — проект. Его можно спланировать и на бумаге, и в приложении для заметок, чтобы детали всегда были под рукой.

NIKON D810 / TAMRON SP 15-30mm F2.8 Di VC USD A012N УСТАНОВКИ: ISO 64, F2.8, 1/200 с, 15.0 мм экв.

Также полезна разведка местности перед съёмкой: посмотрите, как всё устроено, какой свет, и уже после этого стройте планы.

2. Пользуйтесь картой

Каждый путешественник должен уметь пользоваться картой. Это вопрос эффективности съёмки, поездки в целом, да и для безопасности тоже важно. Разумеется, сейчас речь идёт об интерактивных картах в смартфоне. Позаботьтесь, чтобы в нём были офлайн-карты, которые не требуют подключения к интернету. Лучшие карты для туриста — сервисы, основанные на OpenStreetMap. Эти карты и их вариации есть в популярных приложениях:

  • Maps.me — бесплатная программа с лаконичным интерфейсом и базовыми функциями.
  • OSMand — офлайн-карты с функциями автомобильного навигатора, особенно полюбившиеся тем, кто предпочитает путешествовать на машине.
  • LocusPro — находка для пешего туризма, подробнейшие офлайн-карты различных регионов (скачиваются за небольшую плату), в которых доступна автоматическая прокладка оптимальных маршрутов даже по лесным тропам. Возможность создавать на карте метки с фотографиями позволит спланировать съёмки прямо в программе.

Поработайте с картами до путешествия, освойте их интерфейс, и тогда в поездке они будут отличным подспорьем. Впрочем, если вы турист старой школы, можно пользоваться бумажной картой и компасом. Большой плюс такого варианта в том, что мы не зависим от заряда батареи.

NIKON D810 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 400, F13, 1/80 с, 18.0 мм экв.

3. Запаситесь аккумуляторами

Обязательно запаситесь дополнительными батареями для камеры и зарядите смартфон перед выходом на съёмку, возьмите с собой ёмкий пауэрбанк (когда иду в поход на несколько дней, я исхожу из расчёта 5000 мА·ч в день, чтобы хватало для зарядки и смартфона, и камеры). В долгие и сложные походы лучше брать с собой дополнительно бумажную карту и простой кнопочный телефон, который может работать без подзарядки неделями. Зеркальные камеры обычно требуют для зарядки батареи отдельное устройство, так что присмотрите USB-зарядку, чтобы заряжать аккумулятор от пауэрбанка.

Для беззеркалок всё проще: можно заряжать батарею в камере, подключив фотоаппарат напрямую к пауэрбанку или к USB-зарядке. Зарядку в камере поддерживают только оригинальные батареи: EN-EL15b, EN-EL15c и EN-EL25 (для Nikon Z 50).

4. Разберитесь в туристическом снаряжении и обуви

Треккинговая обувь, теория слоёв в одежде, мембранка, гермомешок — если сейчас эти слова для вас ничего не значат, стоит разобраться с современным походным снаряжением. Походы — это уже давно не камуфляжные куртки, армейские ботинки, брезентовые палатки и поедание тушёнки у костра. Появилось множество лёгких, непродуваемых и непромокаемых тканей, специальная обувь и прочие полезнейшие вещи. Даже для выхода на природу без ночёвки (хайкинга) будут полезны, например, треккинговые кроссовки и дышащая, но непромокаемая мембранная куртка на случай дождя. Благодаря современному снаряжению я значительно сократил объём и массу нефотографического оборудования и при этом здорово повысил уровень своего комфорта: например, начинал ходить в походы с 3-килограммовой палаткой, а сейчас в моём арсенале 800-граммовая.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Гермомешок хорошо знаком туристам-водникам и служит для надёжной защиты вещей от воды. Завернуть в него фотосумку — единственно верное решение в случае сильного и продолжительного дождя или путешествия по воде.

5. Тише едешь — дальше будешь

Большой ошибкой будет попытка уложить множество мест и точек съёмки в сжатые сроки. Так вы не успеете исследовать каждую локацию, вдохновиться. Результат — простые, избитые фотографии. Не торопитесь, отведите хотя бы три дня на каждое место. Ещё одна проблема быстрых путешествий — планы могут пойти наперекосяк, например, из-за плохой погоды, задержки авиарейса, недомогания. Наша цель не в том, чтобы поставить побольше галочек в списке посещённых стран и городов. Важно как можно эффектнее их запечатлеть, а на это нужно время. При составлении маршрута заложите хотя бы один свободный день. Он пригодится на случай форс-мажоров. А если всё пойдёт как по маслу, в этот день вы сможете отдохнуть или поснимать новые сюжеты.

6. Учитывайте освещение, погоду и рельеф

Правильный свет может сделать из проходной туристической «фотки» настоящий шедевр. На освещение будут влиять время суток, погода и рельеф. Режимное время (приблизительно час до заката + час после него; час до рассвета + час после него) — идеально! Но где и во сколько будет рассвет и закат?

NIKON D850 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 1/13 с, 14.0 мм экв.

У фотографа должно быть приложение для планирования съёмки по естественному свету. Такие программы представляют собой карту, на которой мы ставим точку и смотрим, с какой стороны в этой местности будет светить солнце в то или иное время. Самые популярные приложения — TPE, PhotoPills, Sun Surveyor. Все они платные, но это хорошая инвестиция. Из бесплатных можно выделить Exsate Golden Hour и The Sun Ephemeris. Если вы снимаете не на равнине, то важно учесть и рельеф — на карте видно, где расположены горы, высокие дома и тому подобные объекты. Проверьте, не будет ли солнце прятаться за ними.

Лаконичный интерфейс TPE. Из точки, которую ставит пользователь на карте, выходят четыре направляющие: восход Солнца (жёлтая), закат Солнца (оранжевая), восход Луны (голубая), закат Луны (синяя).

Лаконичный интерфейс TPE. Из точки, которую ставит пользователь на карте, выходят четыре направляющие: восход Солнца (жёлтая), закат Солнца (оранжевая), восход Луны (голубая), закат Луны (синяя).

Важный плюс Sun Surveyor в том, что он показывает положение Млечного Пути, а это важно для съёмки звёзд.

Важный плюс Sun Surveyor в том, что он показывает положение Млечного Пути, а это важно для съёмки звёзд.

Красивый свет бывает не только в режимное время, но и в моменты интересных погодных явлений. К примеру, при грозе или ливне чёрная туча будет выступать огромными модификатором света на манер студийного флага или отражателя. Однако грозы прогнозировать сложно, следует полагаться скорее на удачу и не забывать о собственной безопасности.

Чтобы снимать при самом выгодном освещении, нужно следить за прогнозом погоды. В частности, за количеством облаков на небе. Идеальный расклад — переменная облачность. Так у нас будет «информативное» небо с облаками и эффектный свет. Ясная погода — тоже хорошо, но небо может показаться скучноватым. Но самый скучный вариант — пасмурная погода. В такое время, пожалуй, следует либо отдохнуть от съёмок, либо сосредоточиться, например, на портретах. Плюс пасмурной погоды для портрета — бестеневое освещение и возможность снимать хоть целый день. Жёсткий полуденный свет с густыми тенями и контрастными бликами в пасмурный день мешать не будет.

7. Выбирайте подходящее оборудование

Что должно быть в фотосумке у тревел-фотографа? Современная полнокадровая камера позволит добиться наилучшего качества снимков. Рекомендуемые модели: простая и универсальная Nikon Z 5 как сравнительно бюджетное решение, скорострельная Nikon Z 6 II как камера для динамичных, репортажных сюжетов, 45-Мп Nikon Z 7 II или Nikon D850 подойдут тем, кто интересуется пейзажной, архитектурной, интерьерной фотографией, ведь в этих жанрах особенно важна высокая детализация и широкий динамический диапазон.

Nikon Z 7 II c китовым объективом Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikon Z 7 II c китовым объективом Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikon D850 c объективом Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Nikon D850 c объективом Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В качестве сверхлёгкого и сверхкомпактного комплекта смело можно рекомендовать Nikon Z 50 с китовым объективом Nikon NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3. С ним можно будет напечатать снимок формата А3 (а иногда крупнее)! DX-матрица не обеспечит того же качества, что и полнокадровые камеры, но это не всегда нужно, ведь во многих сценариях важнее компактность. К примеру, горные восхождения, где каждый грамм снаряжения на счету. Этот малогабаритный комплект можно дополнить компактным телевичком Nikon NIKKOR Z DX 50-250mm f/4.5-6.3 VR для съёмки на большой дистанции.

Ни одна камера не раскроет свой потенциал без подходящей оптики. Объективы каких классов должны быть в сумке тревел-фотографа? Всё стандартно: широкоугольник, «штатник» и телевик. Вот общие рекомендации по выбору объективов, которые можно взять с собой в поездку вместе с полнокадровой камерой.

  • Nikon Z 14-24mm F2.8 S — новейший сверхширокоугольный объектив для полнокадровых камер Nikon Z. Отличается высокой светосилой, сравнительно малыми массой и габаритами и отличным качеством картинки.

Владельцам зеркалок хорошо знаком аналогичный объектив для байонета Nikon F — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G. Он уже более десяти лет не теряет своей актуальности, но всё же немного уступает Nikon Z 14-24mm F2.8 S в качестве изображения (особенно на открытой диафрагме), весе (почти килограмм!) и габаритах. Нужен более бюджетный широкоугольник? Отметим компактный и резкий объектив для Nikon Z Nikon NIKKOR Z 14-30mm f/4 S, а для полнокадровых зеркалок есть Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5 и Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED. Если критически важны компактность, доступность и при этом высокая светосила, то можно присмотреться к фиксу Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.

Nikon NIKKOR Z 14-30mm f/4 S

Nikon NIKKOR Z 14-30mm f/4 S

Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5

Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5

Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor

Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor

  • Среди «штатников» правят бал объективы с фокусными расстояниями 24–70 мм и «полтинники». У Nikon есть прекрасный Nikkor Z 24-70mm F/4 S, его в качестве «кита» можно получить с камерами Nikon Z 6, Nikon Z 6 II, Nikon Z 7 и Nikon Z 7 II (так получится значительно выгоднее). Он резок и компактен, имеет очень быстрый автофокус. Если хочется высокой светосилы, обратите внимание на профессиональный Nikkor Z 24-70mm F/2.8 S.

Эту модель доступной не назовёшь, однако сочетание универсальности и светосилы здесь отличное.

Если говорить о зеркальных камерах, то для них есть объектив Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. Он доступнее своего беззеркального аналога, но и качество картинки у него не столь высокое.

Среди «полтинников» выделим Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S — компактный и очень резкий объектив. Стоит он сейчас сравнительно недорого, однако может похвастаться быстрым автофокусом и отличной резкостью по всему полю кадра, красивым размытием заднего плана.

Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S

Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S

Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

  • Телевики нужны для съёмки удалённых объектов, «сжатия» перспективы. У любого производителя есть малогабаритные объективы класса 70–300 мм и светосильные 70-200 F2.8. Они подойдут и для путешествий. Nikkor AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR — недорогой, компактный и очень резкий объектив для зеркалок.

Nikon NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S — актуальная модель светосильного телевика для беззеркалок. Его удобно использовать с телеконвертерами, добиваясь ещё большего «приближения».

А как же универсальные объективы с большим диапазоном зума? Такие как Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR или Nikon NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR. Можно ли заменить три специализированных объектива одним универсальным? В рамках любительской съёмки — да. Однако вы быстро поймёте, что низкая светосила такой оптики не позволит делать качественные кадры при слабом освещении, сравнительно медленный автофокус не даст снимать динамику, а резкость изображения (особенно на открытых диафрагмах) будет не идеальна. Если важен безупречный результат, лучше пользоваться объективами с кратностью зума не более 3х: 14–24 мм, 24–70 мм или 70–200 мм.

Nikon Z 5 с объективом Nikon NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR

Nikon Z 5 с объективом Nikon NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR

8. Штатив: тяжело, но необходимо

Не взять с собой в поездку штатив означает не снять ни одного эпичного ночного вида, утреннего пейзажа, не сделать качественных автопортретов. И да, оптическая стабилизация, даже самая эффективная, это не замена штативу, а лишь подстраховка для работы на «рискованных» выдержках приблизительно до 1 секунды. Штатив позволит снимать на длинных выдержках и низких ISO. А именно это необходимо для съёмки при слабом освещении. Вооружившись штативом, вы будете готовы получать качественные снимки в любых условиях.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 100 с, 18.0 мм экв.

Художественные эффекты размытия движения на длинной выдержке можно получить только со штатива. Если фотографировать в городе, где нет высокой травы, но расставлены столбики, лестницы, перила, достаточно компактного «настольного» штатива. С ним удобно снимать со смотровых площадок, где всегда много людей. Важно убедиться, что он надёжно держит вес вашей камеры: она должна стоять без вибрации, дрожания и колебаний.

Как при выборе штатива узнать, выдержит ли он вес вашего фотоаппарата? У любого трипода и его головы есть характеристика «максимальная нагрузка». Это тот вес, под которым штатив ещё не сломается. Делите эту цифру на пять, и получится реальный допустимый вес техники. Например, если в характеристиках указана максимальная нагрузка до 15 кг, то такой трипод будет уверенно держать камеру весом до трёх килограммов, а это полнокадровый фотоаппарат с объективом класса 70–200 мм. Не забудьте проверить грузоподъёмность штативной головки. Это отдельный аксессуар, имеющий свои характеристики, даже если его продают в комплекте с «ногами».

Идеальный сценарий, когда вы перед покупкой тестируете штатив в магазине, примеряя свою камеру с самым тяжёлым объективом. Попросите дорогой штатив, за 40–100 тысяч рублей, даже если не собираетесь его покупать. Посмотрите, как он устроен и как держит вашу камеру. После этого выбирайте более доступную, но похожую по ощущениям от работы модель.

9. Подружите ваш смартфон с фотоаппаратом

Все современные камеры Nikon оборудованы технологией SnapBridge. C помощью одноимённого приложения вы сможете соединить камеру со смартфоном. Для меня самая полезная фишка здесь — удалённая съёмка с режимом LiveView, когда на смартфон транслируется картинка с камеры, и одновременно вы можете делать снимки. Это очень удобно для съёмки автопортретов. Есть тут и режим простого однокнопочного пульта, который пригодится при съёмке со штатива.

Стартовая страница приложения SnapBridge

Стартовая страница приложения SnapBridge

Просмотр отснятых кадров. Любой из них можно загрузить в полном разрешении в память смартфона. Автоматически загружаются превью размером 2 Мп.

Просмотр отснятых кадров. Любой из них можно загрузить в полном разрешении в память смартфона. Автоматически загружаются превью размером 2 Мп.

Режим удалённой съёмки через смартфон. Удобен для автопортретов.

Режим удалённой съёмки через смартфон. Удобен для автопортретов.

Также через SnapBridge можно передать на смартфон 2-Мп снимки для моментальной публикации в социальных сетях и даже скачать полноразмерные JPEG или RAW-файлы для постобработки.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/2 с, 18.0 мм экв.

10. Бонусный совет: начните путешествовать!

Хочется пожелать всем читателям чаще путешествовать, получать больше ярких впечатлений и хороших кадров. Многие не могут решиться даже на простую самостоятельную поездку: то времени нет, то настроения. Причин, чтобы никуда не поехать, всегда можно найти очень много! Но стоит взять себя в руки и начать с малого: выйдите с камерой в ближайший парк, центр города, погуляйте по окрестностям дачного посёлка, съездите на выходные в другой город. Не бывает путешествий, в которых всё складывается идеально, но через ошибки вы обретёте опыт. Только практикуясь получится найти свой стиль съёмки, идеальный комплект оборудования и тактику в тревел-съёмке.

Делитесь фотографиями из поездок в комментариях и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!

Дата публикации: 31.05.2021
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей